Письмо Минфина России от 01.04.2013 N 03-03-10/10292

Разъяснен порядок учета в целях налогообложения прибыли убытка от уступки конкурсным кредитором права требования по долговому обязательству, в том числе процентов, начисленных в соответствии с п. 2.1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Вопрос: Об учете для целей налога на прибыль убытка от уступки конкурсным кредитором права требования по долговому обязательству, в том числе процентов, начисленных в соответствии с "п. 2.1 ст. 126" Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 апреля 2013 г. N 03-03-10/10292

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при уступке права требования и сообщает следующее.

Согласно "п. 1 ст. 126" Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим. При этом на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со "ст. 4" Федерального закона N 127-ФЗ, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены данной статьей ("п. 2.1 ст. 126" Федерального закона N 127-ФЗ).

Указанные проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником. Уплата таких процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке соответствующей очередности.

В целях налогообложения прибыли организаций данные суммы признаются процентами и подлежат налоговому учету у должника на основании "пп. 2 п. 1 ст. 265" и "ст. 269" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), у конкурсного кредитора - на основании "п. 6 ст. 250" НК РФ.

При уступке конкурсным кредитором права требования по долговому обязательству, в том числе процентов, начисленных в соответствии с "п. 2.1 ст. 126" Федерального закона N 127-ФЗ, применяются положения "ст. 279" НК РФ.

В соответствии с "п. 2 ст. 279" НК РФ при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком по сделке уступки права требования, который включается в состав внереализационных расходов налогоплательщика. При этом убыток принимается в целях налогообложения в следующем порядке:

50 процентов от суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования;

50 процентов от суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования.

Положения указанного пункта также применяются к налогоплательщику-кредитору по долговому обязательству.

В случае уступки прав и замены конкурсного кредитора право получения процентов, начисленных в соответствии с "п. 2.1 ст. 126" Федерального закона N 127-ФЗ, не является самостоятельным требованием и всегда следует за правом конкурсного кредитора на реестровое требование.

Учитывая изложенное, при определении налогооблагаемой прибыли указанные проценты включаются в стоимость уступаемого права требования долга. Убыток от уступки данного права требования долга принимается для целей налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном "п. 2 ст. 279" НК РФ.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

01.04.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).