Письмо Минфина России от 31.01.2012 N 03-03-06/4/3

Рассмотрен вопрос учета расходов на выплату единовременного вознаграждения работникам угольной промышленности, которые получили право на пенсионное обеспечение.

Вопрос: "Пунктом 5.3" Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010 - 2012 годы установлено, что работодатель обеспечивает работникам, получившим право на пенсионное обеспечение, выплату единовременного вознаграждения в размере не менее 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР).

При этом согласно "Письму" Минфина России от 27.08.2010 N 03-03-06/4/79 к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, не относится единовременное вознаграждение (поощрение, пособие).

Сложившаяся судебная практика противоречива, существуют как отрицательные ("Определение" ВАС РФ от 20.03.2007 N 2472/07), так и положительные ("Постановление" ФАС Волго-Вятского округа от 16.01.2009 по делу N А29-2590/2008, "Постановление" ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2008 N Ф04-3910/2008(7317-А81-14), "Постановление" ФАС Московского округа от 24.02.2010 N КА-А40/702-10) решения по данному вопросу.

Организация полагает, что следует разделять два понятия (основания):

единовременное вознаграждение при увольнении в связи с выходом на пенсию, которое является дополнительной социальной льготой и не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль ("п. 25 ст. 270" НК РФ);

единовременное вознаграждение работникам, получившим право на пенсионное обеспечение, цель которого - мотивация персонала на работу в угольных компаниях до достижения пенсионного возраста и продолжение работы после получения права на пенсионное обеспечение, в том числе в целях передачи профессионального опыта от высококвалифицированных работников молодым специалистам. То есть выплата направлена на обеспечение организации необходимым кадровым составом с высоким уровнем квалификации и, как следствие, обеспечивает безусловное исполнение производственных планов, экономически целесообразна и обоснованна.

Правомерно ли учитывать затраты на выплату единовременного вознаграждения работникам, получившим право на пенсионное обеспечение и продолжающим трудиться в организации, в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль (включать данный вид расходов в состав затрат, относимых на себестоимость продукции)?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 января 2012 г. N 03-03-06/4/3

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов на выплату единовременного вознаграждения работникам, получившим право на пенсионное обеспечение, и сообщает следующее.

На основании положений "ст. 255" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

"Пунктом 2 ст. 255" Кодекса предусмотрено, что к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Расходы, не учитываемые в составе налоговой базы для целей налогообложения прибыли, поименованы в "ст. 270" Кодекса.

"Пунктом 5.3" Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010 - 2012 годы установлено, что работодатель обеспечивает выплату работникам, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), единовременного вознаграждения в размере не менее 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР).

В соответствии с положениями "п. 1 ст. 252" Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных "ст. 265" Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом следует иметь в виду, что согласно "Определению" Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П нормы, содержащиеся в "абз. 2" и "3 п. 1 ст. 252" Кодекса, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

31.01.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).