Письмо Минфина России от 26.01.2012 N 03-03-06/4/2

При соблюдении критериев целевых поступлений саморегулируемая организация не учитывает для целей налога на прибыль сумму членских взносов, не использованную на конец налогового периода.

Вопрос: По мнению организации, сумма членских взносов, не использованная саморегулируемой организацией (экономия по смете), не должна облагаться налогом на прибыль, так как членские взносы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Членские взносы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в случае, если будут использованы не по целевому назначению.

Сумма членских взносов, не использованная организацией, будет использована по назначению в следующем году, что будет зафиксировано в смете.

Учитывается ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль сумма членских взносов, не использованная саморегулируемой организацией на конец налогового периода?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 января 2012 г. N 03-03-06/4/2

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам налогообложения членских взносов у саморегулируемых организаций и в целях налогообложения прибыли сообщает следующее.

В соответствии со "ст. 3" Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским "кодексом" Российской Федерации и Федеральным "законом" от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", при условии ее соответствия всем установленным "Законом" N 315-ФЗ требованиям.

"Статьями 12" и "13" Закона N 315-ФЗ определены источники формирования имущества саморегулируемых организаций, а также способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в "ст. 251" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Целевые поступления на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческих организаций, определены в "п. 2 ст. 251" НК РФ. При этом налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Согласно "пп. 1 п. 2 ст. 251" НК РФ к указанным целевым поступлениям относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов).

Таким образом, при соблюдении критериев целевых поступлений, установленных "ст. 251" НК РФ, сумма членских взносов, не использованная саморегулируемой организацией на конец налогового периода, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом "п. 14 ст. 250" НК РФ предусмотрено, что при использовании не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, у налогоплательщиков возникают внереализационные доходы, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

26.01.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).