Письмо Минфина России от 24.01.2012 N 03-03-06/1/31

Резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждений по итогам работы за год, сформированный в текущем году, организация может использовать для вознаграждений по итогам предыдущего года, если их выплата предусмотрена в текущем году, а в предыдущем резервирование не осуществлялось.

Вопрос: В рамках равномерного учета предстоящих расходов на выплату вознаграждения за выслугу лет ЗАО, руководствуясь "ст. 324.1" НК РФ, создало резерв на предстоящую выплату ежегодных вознаграждений по итогам работы за год.

Вместе с тем "ст. 324.1" НК РФ не урегулирован вопрос относительно возможности выплаты вознаграждения работникам по итогам работы за предыдущий год за счет созданного в текущем году резерва, так как в предыдущем году ЗАО соответствующего резерва не формировало.

Правомерно ли ЗАО для целей налога на прибыль использовать созданный в текущем году резерв на выплату годового вознаграждения, осуществляемую в соответствии с приказом о премировании работников по итогам работы за предыдущий год, датированным текущим годом?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 января 2012 г. N 03-03-06/1/31

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу использования резерва на выплату годового вознаграждения работникам и сообщает следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 324.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

С учетом "п. 6 ст. 324.1" Кодекса в аналогичном порядке налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.

В случае если организация в целях налогообложения прибыли доходы и расходы определяет по методу начисления, в налоговом учете датой признания расходов в виде сумм отчислений в резерв является дата начисления резерва, а не дата выплаты вознаграждений за счет средств созданного резерва согласно "пп. 2 п. 7 ст. 272" Кодекса.

Таким образом, полагаем, что организация вправе использовать сформированный в текущем году резерв на выплату годового вознаграждения работникам по итогам работы за предыдущий год при условии, что в предыдущем году указанный резерв не формировался и выплата предусмотрена в текущем году.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с "п. 11.4" Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте по существу не рассматриваются.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

24.01.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).