Письмо Минфина России от 10.01.2012 N 03-03-06/2/1

Разъяснен порядок уплаты налога на прибыль при совершении операций с финансовыми инструментами срочных сделок.

Вопрос: 1. Банк осуществляет операции купли-продажи иностранной валюты на внебиржевом рынке. При этом банк совершает сделки с иностранной валютой, условия которых предусматривают поставку базисного актива, в том числе ранее третьего дня после дня их заключения. Рамочное соглашение с участниками рынка устанавливает возможность (но не обязанность) сторон в сделках купли-продажи иностранной валюты совершать зачет взаимных требований (неттинг). Фактическое совершение неттинга обусловлено наличием встречных обязательств на дату валютирования и составлением подтверждения неттинга и передачей его, например, по системе SWIFT.

Фактически сделки исполняются путем поставки иностранной валюты в полных суммах либо зачетом однородных требований и обязательств (неттинг) в зависимости от наличия встречных требований и обязательств. Учетной политикой банка установлено, что такие сделки квалифицируются как сделки с отсрочкой исполнения и их квалификация осуществляется на дату заключения сделки и в дальнейшем не пересматривается. Согласно "п. 3.2 ст. 301" НК РФ прекращение обязательств взаимозачетом (неттингом) не приводит к переквалификации в расчетные срочные сделки сделок, квалифицированных как сделки на поставку предмета с отсрочкой исполнения. В связи с указанной квалификацией сделок банк учитывает результаты по таким сделкам в соответствии со "ст. ст. 250", "265" НК РФ вне зависимости от осуществления или неосуществления неттинга.

Правомерно ли банк квалифицирует указанные сделки, исполнение которых осуществляется в том числе путем неттинга, и осуществляет учет в налоговой базе для целей налога на прибыль результатов по сделкам с отсрочкой исполнения в соответствии со "ст. ст. 250" и "265" НК РФ?

2. Банк заключает сделки, условия которых предусматривают в качестве исполнения взаиморасчеты сторон или поставку актива не ранее третьего дня после дня их заключения, признаваемые в налоговом учете сделками с ФИСС. Банк определяет налоговую базу по операциям с ФИСС в соответствии со "ст. ст. 301" - "305" НК РФ. В соответствии с "п. 5 ст. 304" НК РФ профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, включая банки, вправе уменьшить налоговую базу, исчисленную в соответствии со "ст. 274" НК РФ, на сумму убытка, полученного по операциям с ФИСС (как поставочными, так и расчетными), не обращающимися на организованном рынке, заключенными до 1 июля 2009 г. либо после 1 января 2010 г. и исполняемыми после 1 января 2010 г.

Банк осуществляет дилерскую деятельность на основании лицензии, выданной ФСФР России. Следовательно, начиная с 2010 г. банк уменьшает налоговую базу, исчисленную в соответствии со "ст. 274" НК РФ, на сумму убытка, полученного по операциям с поставочными и расчетными ФИСС, дата заключения которых приходится на период до 1 июля 2009 г. либо после 1 января 2010 г., а дата исполнения - после 1 января 2010 г.

Правомерно ли банк осуществляет учет убытков по операциям с ФИСС в уменьшение налоговой базы, исчисленной в соответствии со "ст. 274" НК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 января 2012 г. N 03-03-06/2/1

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций при совершении операций с финансовыми инструментами срочных сделок и сообщает следующее.

1. В соответствии с "п. 1 ст. 301" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным "законом" от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с Федеральным "законом" от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

"Пунктом 2 ст. 301" НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик вправе с учетом требований указанной статьи самостоятельно квалифицировать сделку, условия которой предусматривают поставку базисного актива, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения.

При этом на основании "п. 3.2 ст. 301" НК РФ сделки, квалифицированные как поставочные срочные сделки, а также как сделки на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, в целях гл. 25 НК РФ не подлежат переквалификации в расчетные срочные сделки в случае прекращения обязательств способами, отличными от надлежащего исполнения.

Учитывая изложенное, сделки, предусматривающие поставку иностранной валюты, квалифицированные налогоплательщиком в соответствии с применяемой учетной политикой как сделки на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, права и обязанности по которым прекращены взаимозачетом однородных требований, не подлежат переквалификации в финансовые инструменты срочных сделок.

При этом необходимо учитывать, что сделки на поставку иностранной валюты, квалифицируемые в качестве внебиржевого форвардного договора (контракта), в соответствии с "п. 10" Положения о видах производных финансовых инструментов, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.03.2010 N 10-13/пз-н, признаются в целях налогообложения прибыли организаций финансовыми инструментами срочных сделок.

2. В соответствии с "п. 5 ст. 304" НК РФ профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, включая банки, вправе уменьшить налоговую базу, исчисленную в соответствии со "ст. 274" НК РФ, на сумму убытка, полученного по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.

В целях гл. 25 НК РФ под профессиональными участниками рынка ценных бумаг понимаются в том числе кредитные организации, имеющие соответствующую лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Учитывая изложенное, банк, получивший лицензию на осуществление дилерской деятельности в порядке, предусмотренном "Приказом" ФСФР России от 20.07.2010 N 10-49/пз-н, и осуществляющий дилерскую деятельность, определяемую в соответствии "ст. 4" Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", вправе уменьшить налоговую базу, исчисленную в соответствии со "ст. 274" НК РФ, на сумму убытка, полученного по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.

В соответствии со "ст. 13" Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенным до 1 июля 2009 г., дата завершения которых наступает с 1 января 2010 г., применяются положения "гл. 25" НК РФ, в том числе в части переоценки, действовавшие в 2009 г. Убытки по таким сделкам признаются после завершения сделки с 1 января 2010 г. в порядке, установленном "НК" РФ (в ред. указанного Федерального закона).

Учитывая изложенное, убытки, полученные по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, заключенными до 1 июля 2009 г., дата завершения которых наступает с 1 января 2010 г., также могут учитываться банком, получившим лицензию на осуществление дилерской деятельности, при определении налоговой базы, исчисленной в соответствии со "ст. 274" НК РФ.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

10.01.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).