Письмо Минфина России от 10.01.2012 N 03-11-11/337

Если в отношении одного и того же вида деятельности в муниципальном образовании возможно применение как УСН на основе патента, так и ЕНВД, то предприниматель вправе самостоятельно выбрать систему налогообложения.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель планирует осуществлять деятельность в сфере оказания услуг общественного питания (в соответствии со "ст. 346.27" НК РФ). С целью открытия объекта организации общественного питания индивидуальный предприниматель планирует взять в аренду помещение (павильон), в котором будет производиться изготовление и реализация кулинарной продукции, а также предусмотрено место для потребления готовой кулинарной продукции - барная стойка. Планируемая численность работников - 2 человека (в том числе предприниматель).

В соответствии с "пп. 8" и "9 п. 2 ст. 346.26" НК РФ система налогообложения в виде уплаты ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, осуществляемых через объекты, не имеющие залов обслуживания посетителей, либо объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров.

Кроме того, в перечень видов деятельности, в отношении которых можно применять УСН на основе патента, также включена деятельность по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, либо через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.

К какому виду деятельности будет относиться деятельность индивидуального предпринимателя:

- оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания ("пп. 8 п. 2 ст. 346.26" НК РФ);

- оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей ("пп. 9 п. 2 ст. 346.26" НК РФ)?

Какой физический показатель следует применять при исчислении ЕНВД?

Возможно ли применение УСН на основе патента индивидуальным предпринимателем в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания?

В отношении какого вида деятельности индивидуальный предприниматель в 2012 г. вправе применять УСН на основе патента:

- услуги общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей;

- услуги общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 января 2012 г. N 03-11-11/337

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания с использованием арендованного павильона и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

Согласно "пп. 8" и "9 п. 2 ст. 346.26" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

В соответствии со "ст. 346.27" Кодекса к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в "пп. 3" и "4 п. 1 ст. 181" Кодекса.

Под объектом организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей, следует понимать объект, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.

Объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, признается здание (его часть) или строение, предназначенные для оказания услуг общественного питания, имеющие специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.

Площадью зала обслуживания посетителей признается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Таким образом, если оказание услуг общественного питания осуществляется через арендованный павильон, в котором выделен зал обслуживания посетителей (но не более 150 кв. м), то такую деятельность следует рассматривать как предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемую через объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, и, соответственно, исходя из "ст. 346.29" Кодекса единый налог на вмененный доход следует исчислять с использованием физического показателя "площадь зала обслуживания (в квадратных метрах)".

Если оказание услуг общественного питания осуществляется через павильон, в котором зал обслуживания посетителей не выделен, то такую деятельность можно отнести к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемой через объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей. Единый налог на вмененный доход в отношении такой деятельности, согласно "ст. 346.29" Кодекса, следует исчислять с использованием физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".

В отношении вопроса о возможности применения в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания упрощенной системы налогообложения на основе патента следует учитывать следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 346.25.1" Кодекса индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в "п. 2 данной статьи" Кодекса, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Исходя из "пп. 62 п. 2 ст. 346.25.1" Кодекса применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим такой вид предпринимательской деятельности, как услуги общественного питания.

На основании "п. 3 ст. 346.25.1" Кодекса решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом переход на данный специальный налоговый режим осуществляется индивидуальным предпринимателем в добровольном порядке ("п. 1 ст. 346.25.1" Кодекса).

Одновременно следует отметить, что на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с "гл. 26.2" "Упрощенная система налогообложения" Кодекса на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности ("пп. 3 п. 2.2 ст. 346.26" Кодекса).

Исходя из вышеизложенного, в случае когда в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по одному и тому же виду предпринимательской деятельности возможно применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, индивидуальный предприниматель вправе сам выбирать применяемую им систему налогообложения.

Также сообщаем, что согласно "Положению" о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), и "Регламенту" Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства. При этом в соответствии с "Положением" и "Регламентом" в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

10.01.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).