Письмо Минфина России от 19.09.2012 N 03-04-08/4-310

В целях НДФЛ мену следует рассматривать как две встречные операции по реализации товара в рамках одной сделки с оплатой в натуральной форме.

Вопрос: В соответствии со "ст. 567" ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

К договору мены применяются, соответственно, правила о купле-продаже, если это не противоречит существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Согласно положениям "п. 1 ст. 454" ГК РФ по договору купли-продажи продавец обязуется передать товар покупателю, а покупатель - уплатить за него определенную денежную сумму.

Учитывая изложенное, в целях налогообложения НДФЛ операцию мены, по мнению организации, следует рассматривать как две совершаемые одновременно сделки, по каждой из которых необходимо определять налоговую базу:

сделку, связанную с приобретением имущества либо имущественных прав, получаемых по договору мены;

сделку, связанную с реализацией имущества либо имущественных прав, передаваемых по договору мены.

Согласно "п. 1 ст. 210" НК РФ объектом налогообложения по НДФЛ является доход, полученный в денежной и натуральной форме, а также в виде материальной выгоды.

По первой части сделки, то есть в части приобретения имущества либо имущественных прав, следует исходить из того, что особенности определения налоговой базы при получении дохода в натуральной форме установлены "ст. 211" НК РФ.

С учетом положений "ст. 211" НК РФ при расчете налоговой базы в отношении дохода в натуральной форме принимается в расчет рыночная стоимость полученного имущества, при этом из такой стоимости исключается частичная оплата физическим лицом стоимости полученного им имущества. По смыслу "ст. 211" НК РФ такая оплата может быть как в денежной, так и в натуральной форме.

Таким образом, при получении дохода в натуральной форме НДФЛ уплачивается с разницы между рыночной стоимостью полученного имущества и внесенной оплатой.

Соответственно, если полученное имущество полностью оплачено встречным предоставлением физическим лицом другого имущества равной рыночной стоимости, налоговая база по НДФЛ по результатам этой части сделки равна нулю.

По второй части сделки, то есть при реализации имущества или имущественных прав, налоговая база по НДФЛ определяется с учетом имущественного налогового вычета, предусмотренного "пп. 1 п. 1 ст. 220" НК РФ, либо как разница между доходом, полученным от продажи имущества или имущественных прав, и документально подтвержденными расходами налогоплательщика, связанными с их приобретением.

Правомерна ли позиция организации?

Ответ:

Направлено

"Письмом" ФНС России

от 27.11.2012 N ЕД-4-3/19911@

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 сентября 2012 г. N 03-04-08/4-310

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об обложении налогом на доходы физических лиц операций мены и в соответствии со "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 210" Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со "ст. 212" Кодекса.

К доходам, подлежащим налогообложению, в частности, относятся доходы от реализации недвижимого и движимого имущества.

В соответствии с "п. 1 ст. 39" Кодекса реализацией товаров, работ или услуг признается, в частности, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. При этом товаром согласно "п. 3 ст. 38" Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Таким образом, передача одного товара в обмен на другой является реализацией товара.

Поскольку при совершении мены обе стороны договора передают один товар в обмен на другой, каждая из сторон реализует свой товар. Соответственно, для целей налогообложения мену следует рассматривать как две встречные операции по реализации товара в рамках одной сделки с оплатой в натуральной форме.

Таким образом, при совершении мены налоговая база определяется каждой стороной договора мены.

Доход, получаемый каждой стороной договора мены, определяется исходя из стоимости обмениваемого имущества. Если при обмене имущества одной из сторон договора мены в соответствии с "п. 2 ст. 568" Гражданского кодекса Российской Федерации была получена оплата разницы в ценах обмениваемых товаров, сумма полученной оплаты в денежной форме также включается в доход, учитываемый при определении налоговой базы.

В соответствии с "абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 220" Кодекса при реализации имущества налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, получить в установленных случаях имущественный налоговый вычет, либо в случаях, предусмотренных "п. 17.1 ст. 217" Кодекса, такие доходы освобождаются от налогообложения.

В случае уменьшения доходов на сумму произведенных расходов в качестве расходов при совершении мены учитываются документально подтвержденные расходы по приобретению обмениваемого имущества.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

19.09.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).