Письмо Минфина России от 17.09.2012 N 03-04-08/4-303

Затраты физлица на приобретение или строительство жилья в размере материнского (семейного) капитала, средства которого направлены на погашение основного долга по целевому (ипотечному) кредиту, не включаются в расходы, учитываемые при предоставлении имущественного вычета по НДФЛ.

Вопрос: Об отсутствии оснований для включения в расходы, учитываемые при предоставлении налоговым агентом имущественного налогового вычета по НДФЛ, сумм расходов налогоплательщика на приобретение (строительство) жилого помещения в размере средств материнского (семейного) капитала, направленных на погашение основного долга по целевому (ипотечному) кредиту.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 сентября 2012 г. N 03-04-08/4-303

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления налоговым агентом имущественного налогового вычета при погашении основного долга по ипотечному кредиту из средств материнского капитала и сообщает следующее.

В соответствии с "пп. 2 п. 1 ст. 220" Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов, но не более 2 000 000 руб., на приобретение на территории Российской Федерации, в частности, квартиры, комнаты и доли (долей) в них, а также на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, комнаты и доли (долей) в них.

Согласно "абз. 26 пп. 2 п. 1 ст. 220" Кодекса имущественный налоговый вычет, предусмотренный данным подпунктом, не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится, в частности, за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

В соответствии с положениями "п. 1 ст. 807" Гражданского кодекса Российской Федерации денежные средства, полученные по договору займа (кредита), передаются заемщику в собственность.

Вместе с тем погашение целевого (ипотечного) кредита на приобретение (строительство) жилого помещения осуществляется заемщиком средствами материнского капитала.

Исходя из "абз. 26 пп. 2 п. 1 ст. 220" Кодекса независимо от того, направляются ли средства материнского капитала непосредственно на приобретение жилого помещения или на погашение кредита, полученного для приобретения жилого помещения, налоговые последствия использования материнского капитала должны быть одинаковыми.

В ином случае указанная норма "ст. 220" Кодекса не имела бы смысла, поскольку налогоплательщик всегда имеет возможность вместо непосредственной оплаты приобретения жилья за счет средств материнского капитала использовать их для погашения целевого кредита и тем самым исключить применение к нему положений "абз. 26 пп. 2 п. 1 ст. 220" Кодекса.

Кроме того, "ст. 10" Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" рассматривает погашение целевого (ипотечного) кредита за счет средств материнского (семейного) капитала как одно из направлений использования данных средств на приобретение (строительство) жилого помещения.

Из вышеизложенного следует, что сумма расходов налогоплательщика на приобретение (строительство) жилого помещения в размере средств материнского (семейного) капитала, направленных на погашение основного долга по целевому (ипотечному) кредиту, не может включаться в расходы, учитываемые при предоставлении имущественного налогового вычета, предусмотренного "пп. 2 п. 1 ст. 220" Кодекса.

В то же время, поскольку в "ст. 220" Кодекса расходы по уплате процентов по целевым кредитам (займам) на приобретение (строительство) жилья не включены в расходы на приобретение жилья, а выделены в отдельную группу, в отношении таких расходов положения "абз. 26 пп. 2 п. 1 ст. 220" Кодекса не применяются.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

17.09.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).