Письмо Минфина России от 10.09.2012 N 03-03-06/1/479

Затраты поставщика (производителя), понесенные в связи с выкупом у объектов розничной торговой сети и утилизацией нереализованной кондитерской и хлебобулочной продукции с истекшим сроком реализации, учитываются в прочих расходах, связанных с производством и реализацией.

Вопрос: ЗАО, являясь дистрибьютором завода-изготовителя, осуществляет поставки кондитерской и хлебобулочной продукции в крупные торговые сети.

Поставщиком (ЗАО) осуществляется обратный выкуп ранее поставленной и не реализованной торговыми сетями пищевой продукции с истекшим сроком годности. На возвращаемую продукцию торговыми сетями оформляется полный комплект документов (товарные накладные, счета-фактуры и т.д.).

Руководствуясь требованиями Федерального "закона" от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и Санитарных "правил" и норм производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96, организация производит утилизацию (уничтожение) такой продукции. Факт уничтожения продукции подтверждается первичными документами.

Выкуп у торговых сетей товара (ранее поставленного) с истекшим сроком годности позволяет:

1) сохранить (а в ряде случаев и увеличить) объем поставок в торговую сеть;

2) создавать и сохранять положительный имидж товара в глазах конечного потребителя, что приводит к увеличению объема продаж;

3) выполнить все положения нормативных актов в области санитарии, охраны здоровья и экологии.

Правомерно ли включение в рассматриваемой ситуации расходов в виде стоимости утилизированной пищевой продукции, выкупаемой в связи с истечением ее срока годности, и расходов, связанных с утилизацией такой продукции, в состав расходов, учитываемых для целей исчисления налога на прибыль организаций, на основании "пп. 20 п. 1 ст. 265" или "пп. 49 п. 1 ст. 264" НК РФ?

Обратный выкуп продукции с истекшим сроком годности является составной частью взаимоотношений с торговыми сетями и непосредственно связан с поставками данной продукции торговым сетям, выручка от реализации которой облагается НДС.

Правомерно ли в рассматриваемой ситуации принятие организацией к вычету сумм НДС, предъявленных торговыми сетями по выкупаемой у них продукции?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/479

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов, связанных с возвратом (выкупом) из розничной сети нереализованной продукции с истекшим сроком реализации, сообщает следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 252" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются любые экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно "ст. 5" Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.

На основании положений "ст. ст. 24" и "25" Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с "п. 2 ст. 3" Закона N 29-ФЗ, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации.

В "п. 2 ст. 3" Закона N 29-ФЗ указано, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.

Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20 для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности утверждены Санитарные "правила" и нормы производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96 (далее - Санитарные правила).

Согласно "п. 3.1.1" Санитарных правил установленные в них правила и нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех предприятий, цехов, участков, вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без крема и с кремом) изделия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также требования к режиму производства, хранения, реализации, качеству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Таким образом, действующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной и кондитерской продукции обязывает поставщиков (производителей) утилизировать хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения.

Учитывая изложенное, полагаем, что расходы, связанные с выкупом поставщиком (производителем) из розничной сети нереализованной кондитерской и хлебобулочной продукции с истекшим сроком реализации, а также расходы на утилизацию такой продукции могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на основании "пп. 49 п. 1 ст. 264" Кодекса.

По вопросу применения вычета налога на добавленную стоимость, предъявленного торговыми сетями по выкупаемой у них продукции, сообщаем, что при решении данного вопроса следует руководствоваться нормами "ст. ст. 171" и "172" Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

10.09.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).