Письмо Минфина России от 07.09.2012 N 03-05-04-03/73

Возврат или зачет госпошлины, уплаченной за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, не производится, если уполномоченный орган отказал соискателю в предоставлении такой лицензии или соискатель отозвал заявление о ее предоставлении после обращения в указанный уполномоченный орган.

Вопрос: При подаче заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции наряду с другими документами организация представляет копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии в размере, установленном "НК" РФ.

В некоторых случаях лицензирующий орган принимает решение об отказе в предоставлении лицензии. Также имеются случаи обращений организаций с заявлениями об отзыве документов, поданных для получения лицензии, без их рассмотрения. Сумма уплаченной государственной пошлины за предоставление лицензии соискателю лицензии не возвращается.

Имеет ли право соискатель лицензии при повторном обращении с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (после отказа в выдаче лицензии или отзыва документов) представлять в лицензирующий орган ранее поданное платежное поручение об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии, мотивируя тем, что государственная услуга по выдаче лицензии не была оказана?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 сентября 2012 г. N 03-05-04-03/73

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу возврата уплаченной государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и сообщает.

Согласно "пп. 6 п. 1 ст. 333.18 гл. 25.3" "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в "пп. 1" - "5.2 п. 1 ст. 333.18" НК РФ, государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Порядок возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в том числе и за предоставление лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, продление срока действия лицензии, определен "ст. 333.40 гл. 25.3" НК РФ.

"Пунктом 1 ст. 333.40 гл. 25.3" НК РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных данной "главой" НК РФ, подлежит возврату.

На основании "пп. 1 п. 1 ст. 333.40" НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

В соответствии с "пп. 4 п. 1 ст. 333.40" НК РФ государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном "гл. 12" НК РФ.

Следовательно, в случае отказа уполномоченного органа соискателю лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в ее предоставлении либо отзыва соискателем лицензии заявления о ее предоставлении после обращения в уполномоченный орган за совершением указанного юридически значимого действия возврат или зачет государственной пошлины, уплаченной за предоставление данной лицензии, не производится.

Согласно "п. 6 ст. 333.40" НК РФ плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Учитывая это, зачет может быть осуществлен только в отношении суммы государственной пошлины, уплаченной в размере, превышающем размер государственной пошлины, установленный "гл. 25.3" НК РФ.

Данная правовая позиция находит отражение, в частности, в "Определении" Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2012 N ВАС-3542/12, Постановлениях Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от "28.11.2011" и Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от "31.01.2012" по делу N А63-4954/2011 Арбитражного суда Ставропольского края, "Постановлении" Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.08.2011 N КА-А40/8331-11.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

07.09.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).