Письмо Минфина России от 06.09.2012 N 03-03-06/1/467

Оказание рекламным агентством услуг по размещению рекламы в эфирных средствах массовой информации в целях налога на прибыль может подтверждаться справками об использованном эфирном времени либо иными подобными документами, выданными теле- или радиокомпанией. Подтверждающими документами также могут быть выданные рекламным агентством графики выходов рекламы и иные подобные документы с приложением заверенных копий документов теле- или радиокомпании, на основании которых составлены указанные графики.

Вопрос: ЗАО является агентом телекомпании. Согласно агентскому договору ЗАО обязуется от своего имени в интересах, по поручению и за счет принципала (телекомпании) заключать с заказчиками сделки на оказание им услуг по размещению рекламы в эфире телеканала.

ЗАО осуществляет медиапланирование (составление графиков размещения рекламы в эфире телеканала), в текущем режиме проверяет, корректирует и уточняет ранее составленные графики размещения рекламы.

В качестве документа, подтверждающего факт выхода рекламы в эфир, ЗАО выдает заказчикам графики подтвержденных выходов рекламы (графики фактического размещения рекламы или справки, подтверждающие размещение рекламы, и т.п.), содержащие сведения о телеканале, в эфире которого размещалась реклама, название размещавшегося рекламного материала, дату его выхода, время выхода и прочее, то есть информацию, подтверждающую факт размещения конкретной рекламы.

Являются ли графики подтвержденных выходов рекламы, иные подобные документы (по сути выступающие аналогом эфирной справки) в совокупности с актами об оказанных услугах, выданные ЗАО, документами, подтверждающими для целей исчисления налога на прибыль факт оказания услуги по размещению рекламы в эфирных СМИ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/467

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о подтверждении для целей налогообложения прибыли организаций расходов на рекламу и сообщает следующее.

"Подпунктом 28 п. 1 ст. 264" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений "п. 4 ст. 264" Кодекса.

Согласно "п. 4 ст. 264" Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.

На основании "п. 1 ст. 252" Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных "ст. 265" Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Первичными документами, подтверждающими расходы на рекламу через эфирные средства массовой информации, могут быть:

- акты, подписанные организацией и рекламным агентством;

- эфирные справки при размещении рекламы на телевидении или радио.

"Пунктом 1 ст. 11" Кодекса установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно "ст. 9" Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные "п. 2 ст. 9" Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, при размещении рекламы в эфирных средствах массовой информации посредством привлечения услуг рекламного агентства документами, подтверждающими для целей налогообложения прибыли организаций факт оказания услуги по размещению рекламного материала, могут служить как эфирные справки или иные подобные документы, выданные непосредственно теле- или радиокомпанией, так и графики подтвержденных выходов рекламы и иные подобные документы (по сути выступающие аналогом эфирной справки), выданные рекламным агентством, с приложением надлежащим образом заверенных копий документов теле- или радиокомпаний, на основании которых подготовлены соответствующие графики подтвержденных выходов рекламы и иные подобные документы.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

06.09.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).