Письмо Минфина России от 04.09.2012 N 03-05-05-02/91

Организации освобождаются от уплаты земельного налога в отношении участков, на которых расположены государственные автомобильные дороги общего пользования (дороги, находящиеся в федеральной собственности или собственности субъектов РФ).

Вопрос: В соответствии с "п. 2 ст. 395" НК РФ от уплаты земельного налога освобождаются организации в отношении земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования.

ООО имеет в собственности земельный участок общей площадью 1443 кв. м, в отношении которого уплачивает земельный налог.

В 2008 г. на земельном участке построена транспортная развязка автомобильной дороги, которая введена в эксплуатацию в декабре 2008 г.

Данный участок подлежал изъятию путем выкупа под размещение транспортной развязки автомобильной дороги, однако своевременно не был изъят государством, в связи с чем ООО было вынуждено обратиться в арбитражный суд. Суд постановил спорный участок изъять в собственность РФ и взыскать с РФ в лице федерального казенного учреждения в пользу ООО рыночную стоимость земельного участка.

Может ли ООО применить предусмотренную "п. 2 ст. 395" НК РФ льготу по земельному налогу по земельному участку, который занят государственной автомобильной дорогой общего пользования, начиная с момента размещения на земельном участке транспортной развязки автомобильной дороги и ввода ее в эксплуатацию, т.е. с 2009 г.?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 сентября 2012 г. N 03-05-05-02/91

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что "Положением" о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем, что в соответствии со "ст. 388" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со "ст. 389" Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено "п. 1 ст. 388" Кодекса.

При этом "ст. 395" Кодекса определены категории налогоплательщиков, которые освобождаются от налогообложения земельным налогом.

Так, согласно "п. 2 ст. 395" Кодекса от уплаты земельного налога освобождаются организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.

В соответствии со "ст. 6" Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в "Перечень" автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

"Статьей 214" Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

04.09.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).