Письмо Минфина России от 03.09.2012 N 03-03-06/2/98

Если банк-залогодержатель оставляет за собой предмет ипотеки, то безнадежной задолженностью по ссудам признается только сумма погашенного долга по обеспеченному ипотекой обязательству за вычетом стоимости заложенного имущества.

Вопрос: Торги по реализации жилого помещения, полученного банком по договору залога, признаны несостоявшимися. Банк принял помещение на баланс по цене на 25 процентов ниже начальной продажной цены на первых публичных торгах.

На основании "п. 5 ст. 61" Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге) недвижимости" оставшаяся непогашенной задолженность считается погашенной, а обеспеченное ипотекой обязательство прекращенным.

Так как взыскание непогашенной задолженности невозможно в силу закона, уполномоченный орган банка признал такую задолженность безнадежной и решил списать ее за счет резерва на возможные потери по ссудам одновременно с постановкой жилого помещения на баланс.

Учитывается ли в доходах по налогу на прибыль сумма резерва, направленная на погашение непогашенной задолженности?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 сентября 2012 г. N 03-03-06/2/98

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу списания в целях налогообложения прибыли расходов в виде просроченной задолженности по ссудам за счет резерва на возможные потери по ссудам и сообщает следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 292" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных "ст. 266" Кодекса, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам (далее - резервы на возможные потери по ссудам)) в порядке, предусмотренном "ст. 292" Кодекса.

Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным "законом" "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных "ст. 292" Кодекса.

При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.

"Пунктом 2 ст. 292" Кодекса установлено, что суммы резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка, используются банком при списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Порядок списания кредитной организацией нереальных для взыскания ссуд за счет сформированного под них резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности определен "Положением" Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение).

Согласно "п. 8.1" Положения задолженность по ссудам признается безнадежной в случае, если кредитной организацией предприняты необходимые и достаточные юридические и фактические действия по ее взысканию и по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, при наличии документов и (или) актов уполномоченных государственных органов, необходимых и достаточных для принятия решения о списании безнадежной задолженности по ссуде за счет сформированного под нее резерва, а также когда предполагаемые издержки кредитной организации по проведению дальнейших действий по взысканию безнадежной задолженности по ссуде и (или) по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, будут выше получаемого результата.

"Пунктом 4 ст. 58" Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон N 102-ФЗ) установлено, что в случае объявления повторных публичных торгов несостоявшимися по причинам, указанным в "п. 1 ст. 58" Закона N 102-ФЗ, залогодержатель вправе приобрести (оставить за собой) заложенное имущество по цене не более чем на 25 процентов ниже его начальной продажной цены на первых публичных торгах, за исключением земельных участков, указанных в "п. 1 ст. 62.1" Закона N 102-ФЗ, и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой имущества.

В соответствии с "п. 5 ст. 61" Закона N 102-ФЗ, если залогодержатель в порядке, установленном Законом N 102-ФЗ, оставляет за собой предмет ипотеки, которым является принадлежащее залогодателю жилое помещение, а стоимости жилого помещения недостаточно для полного удовлетворения требований залогодержателя, задолженность по обеспеченному ипотекой обязательству считается погашенной и обеспеченное ипотекой обязательство прекращается. Задолженность по обеспеченному ипотекой обязательству считается погашенной, если размер обеспеченного ипотекой обязательства меньше или равен стоимости заложенного имущества, определенной на момент возникновения ипотеки.

Таким образом, по мнению Департамента, если банк, являющийся залогодержателем, оставляет за собой предмет ипотеки в порядке, установленном "Законом" N 102-ФЗ, к безнадежной задолженности по ссудам банка может быть отнесена сумма погашенной задолженности по обеспеченному ипотекой обязательству за вычетом стоимости заложенного имущества. Следовательно, такая безнадежная задолженность по ссудам списывается с баланса кредитной организации в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, за счет резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

03.09.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).