Письмо Минфина России от 03.09.2012 N 03-03-06/4/95

В целях налога на прибыль расходами признаются обоснованные и экономически оправданные затраты (убытки), понесенные налогоплательщиком.

Вопрос: Саморегулируемая организация (ассоциация) является некоммерческой организацией, применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". Членами ассоциации являются организации - органы по сертификации лифтов, аккредитованные на соответствие Техническому "регламенту" о безопасности лифтов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 782. Члены ассоциации находятся на общей системе налогообложения.

В соответствии с "п. 4.3" ГОСТ Р 53783-2010 "Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации" орган по сертификации должен направить информацию о результатах оценки соответствия в аналитический центр лифтовой отрасли для ведения реестра с целью обобщения данных, анализа информации и последующей выработки мер по безопасной эксплуатации лифтов.

Некоторые члены ассоциации заключили договор с автономной коммерческой организацией на абонентское обслуживание по сбору, учету, обработке, систематизации и предоставлению информации по всему жизненному циклу лифта посредством обеспечения доступа к Единой информационной базе лифтового комплекса РФ с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На основании договора указанная организация предоставляет заказчикам систематизированную информацию по письменным запросам на основании имеющейся информации из базы данных (в виде письменного ответа на запрос).

Правомерно ли учитывать расходы по оплате договора на предоставление информационных услуг при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 сентября 2012 г. N 03-03-06/4/95

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов на оплату информационных услуг и сообщает следующее.

Согласно "пп. 14 п. 1 ст. 264" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на юридические и информационные услуги.

При этом по общему правилу в соответствии с "п. 1 ст. 252" Кодекса в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в "ст. 270" Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных "ст. 265" Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности ("ч. 1 ст. 8" Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно "Определению" Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П нормы, содержащиеся в "абз. 2" и "3 п. 1 ст. 252" Кодекса, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

03.09.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).