Письмо Минфина России от 03.09.2012 N 03-02-07/1-211

Если в течение периода, превышающего месяц, юрлицо ведет деятельность по месту нахождения арендованного им помещения, которое территориально обособлено от головного офиса и в котором оборудовано стационарное рабочее место, такая деятельность приводит к созданию обособленного подразделения независимо от того, сколько времени проводит конкретный сотрудник на указанном рабочем месте.

Вопрос: Организация (авиакомпания) состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения головного офиса и арендует помещение на территории аэропорта, расположенное в том же муниципальном образовании.

По договору аренды помещение предоставляется для организации офисов. Фактически помещение используется для хранения материальных ценностей, принадлежащих организации и используемых на рейсах. Помещение посещают только члены экипажей воздушных судов с целью забрать либо оставить материальные ценности, постоянно там никто не находится.

Подпадает ли арендованное помещение под понятие "стационарное рабочее место" ("ст. 209" ТК РФ) с учетом того, что рабочим местом для членов экипажей воздушных судов является борт воздушного судна?

Является ли арендуемое помещение территориально обособленным, если оно находится в одном муниципальном образовании с головным офисом?

Если обособленное подразделение образуется, то можно ли привлечь организацию к ответственности на основании "ст. 116" НК РФ, учитывая, что головной офис и арендуемое помещение расположены в одном муниципальном образовании, но подведомственны разным налоговым органам?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 сентября 2012 г. N 03-02-07/1-211

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение о порядке постановки организации на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения и сообщается следующее.

Согласно "п. 2 ст. 11" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение, определяемое адресом.

Для целей постановки на учет организации в налоговом органе по месту осуществления ее деятельности не имеет правового значения срок нахождения конкретного работника на этом стационарном рабочем месте, созданном организацией (Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 "N 15АП-4108/2011", Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 "N Ф08-4234/2006-1814А", от 29.11.2006 "N Ф08-6161/2006-2552А").

В соответствии с "пп. 2 п. 1" и "пп. 3 п. 2 ст. 23" Кодекса российская организация обязана встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом, а также сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения.

Согласно "п. 4 ст. 83" Кодекса постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с "п. 2 ст. 23" Кодекса.

"Абзацем 3 п. 4 ст. 83" Кодекса предусмотрено, что, в случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

На основании указанного положения организации предоставлено право выбора налогового органа для постановки на учет только в отношении ее обособленных подразделений в случае, указанном в "п. 4 ст. 83" Кодекса.

Как следует из обращения, организация использует арендованное помещение, территориально обособленное от места ее нахождения, для хранения материальных ценностей, принадлежащих организации.

Учитывая изложенное, полагаем, что деятельность организации в срок более одного месяца по месту нахождения арендованного ею помещения, территориально обособленного от места нахождения организации и в котором оборудовано стационарное рабочее место, приводит к созданию обособленного подразделения организации вне зависимости от фактического времени нахождения конкретного работника на рабочем месте в этом арендованном помещении.

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом ("п. 9 ст. 83" Кодекса).

Для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации налоговыми органами учитываются существенные условия договоров, заключенных между организацией и ее работниками, и другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения, включая урегулированность условий труда должностных лиц, ответственных за получение, хранение и отпуск с соответствующих складов материальных ценностей.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с "Кодексом". Ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Кодексом, влечет взыскание штрафа, предусмотренного "п. 2 ст. 116" Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

03.09.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).