Письмо Минфина России от 03.09.2012 N 03-05-05-02/90

Если земельный участок включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, то он не облагается земельным налогом. При этом организация, которая обладает данным участком, не должна подавать в его отношении декларацию по указанному налогу.

Вопрос: Общественная организация оформила право собственности на земельный участок 15 августа 2011 г. До этого момента земельный участок находился в бессрочном пользовании.

На данный участок имеется охранное обязательство, так как он является объектом культурного наследия федерального значения "Культурный слой города", находящимся на государственной охране в соответствии с "Постановлением" Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия согласно "ч. 1 ст. 64" Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Согласно "п. 2 ст. 389" НК РФ объекты культурного наследия не являются объектами налогообложения земельным налогом.

Является ли организация налогоплательщиком земельного налога и обязана ли она подавать налоговую "декларацию" с момента оформления участка в собственность?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 сентября 2012 г. N 03-05-05-02/90

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного налога и представления налоговой декларации по земельному налогу и сообщает следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 388" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со "ст. 389" Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным "пунктом ст. 388" Кодекса.

Согласно "п. 1 ст. 389" Кодекса объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.

При этом "п. 2 ст. 389" Кодекса определены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения земельным налогом.

Так, "пп. 2 п. 2 ст. 389" Кодекса определено, что не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

На основании "пп. 4 п. 5 ст. 27" Земельного кодекса Российской Федерации ограниченными в обороте являются находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Согласно "п. 3 ст. 18" Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" данные об объектах, представляющих собой историко-культурную ценность, вносятся в специальные документы. Перечень таких документов, формы их ведения, рекомендации по их заполнению определяются "Положением" о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Указанные документы являются частью реестра и подлежат бессрочному хранению.

"Положение" о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждено Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2011 N 954.

Учитывая изложенное, если земельный участок, представляющий собой историко-культурную ценность, включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, то данный земельный участок не должен признаваться объектом налогообложения по земельному налогу в соответствии с "пп. 2 п. 2 ст. 389" Кодекса и, следовательно, организация, обладающая таким земельным участком, не должна признаваться налогоплательщиком земельного налога в отношении этого земельного участка.

В соответствии с "п. 1 ст. 398" Кодекса налогоплательщики земельного налога - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую "декларацию" по налогу.

Таким образом, организация, которая не признается налогоплательщиком земельного налога, не должна представлять в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

03.09.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).