Письмо Минфина России от 26.10.2012 N 03-01-18/8-148

Налогоплательщик представляет в инспекцию одно уведомление о контролируемых сделках, в котором указываются все контролируемые сделки, совершенные им в течение календарного года. За несвоевременную подачу такого уведомления и за представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, взимается штраф в размере 5000 руб.

Вопрос: "Статьей 105.16" НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представить Уведомление о контролируемых сделках за 2012 г. в срок до 20.05.2013.

Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ (зарегистрирован в Минюсте России 30.08.2012) утверждена "форма" Уведомления о контролируемых сделках. В соответствии с утвержденным форматом Уведомления каждая контролируемая сделка отражается на отдельном листе Уведомления с присвоением соответствующего порядкового номера.

ОАО в настоящее время проводит работу по автоматизации процесса формирования и представления Уведомления, в связи с тем что общее количество листов Уведомления за 2012 г. у ОАО составляет не менее 500 тыс., а с учетом Уведомлений всех взаимозависимых с ОАО лиц - не менее 5 млн.

Согласно "ст. 129.4" НК РФ неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган Уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган Уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

По смыслу "ст. 129.4" НК РФ в случае если налогоплательщик не отразит в Уведомлении информацию по одной или нескольким сделкам или отразит неправильную информацию на отдельном листе или листах Уведомления, то возникает состав правонарушения, сформулированный в данной статье НК РФ как представление налогоплательщиком в налоговый орган Уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения.

Размер штрафа не увеличивается пропорционально количеству сделок, не отраженных в Уведомлении, или сделок, данные по которым были отражены с нарушениями.

По мнению ОАО, "ст. 129.4" НК РФ предусматривает применение меры ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. при условии установления налоговым органом нарушений в заполнении Уведомления о контролируемых сделках, представленного в виде единого документа, или факта его непредставления в срок. Штраф не взимается отдельно за каждый не заполненный в отношении конкретной сделки лист Уведомления. Правомерна ли данная позиция?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 октября 2012 г. N 03-01-18/8-148

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения "ст. 129.4" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

В соответствии со "ст. 105.16" Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в "ст. 105.14" Кодекса, в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

В соответствии с "п. 2.1" Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках (Приложение N 3 к Приказу ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ "Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме") (далее - Порядок) уведомление о контролируемых сделках включает в себя "титульный лист", разделы: "1А" "Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)", "1Б" "Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)", "2" "Сведения об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)", "3" "Сведения о физическом лице - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)".

В соответствии с "п. 4.1" Порядка в "разд. 1А" уведомления о контролируемых сделках налогоплательщиком указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если уведомление о контролируемых сделках представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то "разд. 1А" заполняется в отношении каждой такой сделки.

Таким образом, налогоплательщиком представляется одно уведомление за календарный год, в котором отражаются все совершенные им в календарном году контролируемые сделки, указанные в "ст. 105.14" Кодекса.

Ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, установлена "ст. 129.4" Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.

Исходя из изложенного положения "ст. 129.4" Кодекса применяются в отношении уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, не представленного налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок или представленного с недостоверными сведениями.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

26.10.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).