Письмо Минфина России от 18.10.2012 N 03-07-08/296

Образовательные услуги, которые оказывают российские некоммерческие образовательные организации с привлечением других юрлиц, осуществляющих деятельность в сфере образования, освобождаются от НДС.

Вопрос: О налогообложении НДС услуг по обучению иностранных лиц, оказываемых российской образовательной организацией на территории РФ с привлечением других российских образовательных организаций.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 октября 2012 г. N 03-07-08/296

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по обучению иностранных лиц, оказываемых российской образовательной организацией на территории Российской Федерации с привлечением других российских образовательных организаций, и сообщает.

В соответствии с "пп. 1 п. 1 ст. 146" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен "ст. 148" Кодекса.

Согласно "пп. 3 п. 1 ст. 148" Кодекса местом реализации услуг в сфере образования (обучения) признается территория Российской Федерации, если такие услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации. Поэтому местом реализации услуг по обучению иностранных лиц, оказываемых российской организацией в Российской Федерации, признается территория Российской Федерации и такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном нормами "Кодекса".

На основании "пп. 14 п. 2 ст. 149" Кодекса на территории Российской Федерации освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

На основании "п. 6 ст. 149" Кодекса перечисленные в данной статье Кодекса операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на территории Российской Федерации от налога на добавленную стоимость освобождаются образовательные услуги, оказываемые некоммерческими образовательными организациями с привлечением других образовательных организаций.

Относительно применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении образовательных услуг, оказываемых российскими образовательными организациями иностранным лицам, сообщаем, что нормами "ст. 164" Кодекса применение данной ставки в отношении таких услуг не предусмотрено.

Что касается вопроса об отражении образовательных услуг в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, то в соответствии с "пп. 4 п. 1 ст. 32" Кодекса разъяснять порядок заполнения налоговых деклараций обязаны налоговые органы. В связи с этим за разъяснением по данному вопросу следует обращаться в ФНС России.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

18.10.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).