Письмо Минфина России от 12.10.2012 N 03-03-06/1/545

Если основное средство, приобретенное для обеспечения безопасных условий и охраны труда при добыче угля, было сдано в аренду, то исчисленный в отношении добычи угля НДПИ нельзя уменьшить на расходы, связанные с приобретением данного имущества.

Вопрос: В соответствии с положениями "ст. 343.1" НК РФ в учетной политике организации для целей налогообложения зафиксирован порядок учета расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, в качестве налогового вычета по НДПИ.

"Подпунктом 2 п. 5 ст. 343.1" НК РФ установлено, что к данным расходам относятся расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества.

В апреле 2011 г. было приобретено основное средство с целью обеспечения безопасных условий и охраны труда при добыче угля, отвечающее требованиям признания его амортизируемым имуществом, начал применяться вычет по НДПИ. Учитывая коэффициент Кт, вычет по данному основному средству ориентировочно будет применяться около трех лет.

В течение этого времени основное средство планируется передать в аренду на месяц, а далее снова использовать его по назначению, т.е. для обеспечения безопасных условий и охраны труда при добыче угля.

Какой вариант учета остатка указанных расходов имеет право применить организация:

- продолжать применять вычет в прежнем порядке, как если бы основное средство не было передано в аренду;

- в месяце передачи в аренду вычет не применять, а остаток расходов на приобретение основного средства принимать к вычету начиная с налогового периода, когда основное средство будет снова использоваться по назначению;

- начиная с месяца передачи основного средства в аренду остаток расходов применить для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

- исключить расходы на данное основное средство из вычета по НДПИ и учесть при налогообложении налогом на прибыль начиная с периода, когда расход произведен, с корректировкой налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДПИ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 октября 2012 г. N 03-03-06/1/545

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает.

В соответствии с "Регламентом" Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что согласно "п. 1 ст. 343.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики по своему выбору могут уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр (налоговый вычет), в порядке, установленном "ст. 343.1" Кодекса, либо учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с "гл. 25" Кодекса.

Порядок признания расходов, указанных в "п. 1 ст. 343.1" Кодекса, должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения. Изменение указанного порядка допускается не чаще одного раза в пять лет.

В соответствии с "п. 5 ст. 343.1" Кодекса в налоговый вычет включаются следующие виды расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля (по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации):

1) материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном "гл. 25" Кодекса;

2) расходы налогоплательщика на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества;

3) расходы, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

В силу "ст. 343.1" Кодекса при сдаче в аренду объекта основных средств, ранее приобретенного с целью обеспечения условий и охраны труда при добыче угля на конкретном участке недр, перестает выполняться условие для принятия понесенных расходов по данному объекту в качестве налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых.

Начиная с налогового периода, когда объект основных средств будет снова использоваться налогоплательщиком для обеспечения условий и охраны труда при добыче угля на конкретном участке недр, расходы на приобретение соответствующего объекта основных средств, ранее не учтенные в составе налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых, продолжают приниматься к налоговому вычету в порядке, предусмотренном "п. 4 ст. 343.1" Кодекса.

При этом следует учитывать, что расходами налогоплательщика при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с "гл. 25" Кодекса признаются только суммы расходов, не учтенные в течение 36 налоговых периодов по налогу на добычу полезных ископаемых при исчислении налогового вычета по этому налогу, в порядке, предусмотренном "п. 5 ст. 325.1" Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

12.10.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).