Письмо Минфина России от 10.10.2012 N 03-05-05-02/104

При исчислении земельного налога в отношении участка с более чем одним видом разрешенного использования применяется ставка, предусмотренная для того вида разрешенного использования, которому соответствует кадастровая стоимость участка.

Вопрос: В июне 2009 г. организация (ООО) по договору купли-продажи приобрела в собственность земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

В марте 2010 г. постановлением правительства области земельный участок был включен в границы населенного пункта, в связи с чем изменилась его категория с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и вид разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для комплексного освоения в целях жилищного строительства".

Согласно "п. 15 ст. 396" НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками-организациями с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Положения "п. 15 ст. 396" НК РФ применяются только в отношении тех земельных участков, которые были приобретены (предоставлены) из государственной (муниципальной) собственности на условиях осуществления на них жилищного строительства. Вид разрешенного использования земельного участка "под комплексное освоение в целях жилищного строительства" подразумевает осуществление строительства не только жилья, но и социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры.

Вправе ли организация не применять коэффициент 2 при исчислении земельного налога в отношении указанного земельного участка?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 октября 2012 г. N 03-05-05-02/104

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что "Положением" о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Согласно "п. 1 ст. 396" Кодекса сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено "п. п. 15" и "16 ст. 396" Кодекса.

На основании "п. 15 ст. 396" Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками-организациями с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

"Статьей 11.1" Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со "ст. 394" Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, установленных "п. 1 ст. 394" Кодекса.

Так, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, размер налоговой ставки не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

"Пунктом 1 ст. 390" Кодекса установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со "ст. 389" Кодекса.

При этом "п. 2.7.1" Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, определено, что в случае если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.

Поэтому при исчислении земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.

Учитывая изложенное, полагаем, что если в отношении земельного участка из земель населенных пунктов величина налоговой базы и размер налоговой ставки определены в соответствии с видом разрешенного использования для жилищного строительства, то исчисление земельного налога в отношении такого земельного участка должно осуществляться с применением коэффициента 2, установленного "п. 15 ст. 396" Кодекса.

Также отмечаем, что в соответствии с "п. 1 ст. 391" Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В этой связи налоговая база для исчисления земельного налога, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.

В соответствии с "пп. 11 п. 2 ст. 7" Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости включаются сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Поэтому если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового периода для целей налогообложения кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.

Таким образом, повышающий коэффициент 2, предусмотренный "п. 15 ст. 396" Кодекса, при изменении в течение налогового периода вида разрешенного использования земельного участка может применяться к ставке земельного налога, определенной в отношении земельного участка, предоставленного для жилищного строительства, со следующего налогового периода.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

10.10.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).