Письмо Минфина России от 10.10.2012 N 03-07-08/284

При приобретении инжиниринговых услуг филиалом российской компании, созданным и осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, указанные услуги не облагаются НДС, даже если их оплачивает головная организация.

Вопрос: Об отсутствии оснований для налогообложения НДС инжиниринговых услуг, услуг по обработке информации и иных услуг, предусмотренных "пп. 4 п. 1 ст. 148" НК РФ, приобретаемых филиалом российской организации, созданным и осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, на основании договоров с российскими и иностранными организациями.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 октября 2012 г. N 03-07-08/284

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении инжиниринговых услуг, услуг по обработке информации и иных услуг, предусмотренных "пп. 4 п. 1 ст. 148" Налогового кодекса Российской Федерации, приобретаемых филиалом российской организации, созданным и осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, на основании договоров с российскими и иностранными организациями, сообщает.

В соответствии с "п. 1 ст. 146" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами "ст. 148" Кодекса. При этом перечень работ (услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, установлен "п. 1 данной статьи" Кодекса.

Согласно "пп. 4 п. 1 ст. 148" Кодекса место реализации инжиниринговых услуг, услуг по обработке информации и иных услуг, предусмотренных данным "подпунктом", определяется по месту деятельности покупателя услуг. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.

Таким образом, в случае если организация, приобретающая указанные услуги, осуществляет деятельность за пределами территории Российской Федерации, местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается. Поэтому местом реализации инжиниринговых услуг, услуг по обработке информации и иных услуг, предусмотренных "пп. 4 п. 1 ст. 148" Кодекса, приобретаемых филиалом российской организации, созданным и осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, на основании договоров с российскими и иностранными организациями, в том числе в случае оплаты этих услуг головной российской организацией, территория Российской Федерации не признается.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

10.10.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).