Письмо Минфина России от 09.10.2012 N 03-03-06/2/114

Банк вправе создать резерв по сомнительной задолженности, которая образовалась в отношении процентов, начисленных в соответствии со ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Вопрос: О порядке создания банком резерва по сомнительным долгам для целей исчисления налога на прибыль, если он с даты открытия конкурсного производства прекратил начисление процентов по кредитным договорам, обеспеченным залогом, и начал начисление процентов по основаниям, предусмотренным Федеральным "законом" от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 октября 2012 г. N 03-03-06/2/114

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу о порядке создания резерва по сомнительным долгам сообщает следующее.

Согласно "п. 6 ст. 250" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются "ст. 290" Кодекса).

"Подпунктом 1 п. 2 ст. 290" Кодекса установлено, что к доходам банков в целях гл. 25 Кодекса относятся доходы от осуществления банковской деятельности в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов.

В соответствии с "п. 1 ст. 126" Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в частности, прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных "ст. 126" Закона N 127-ФЗ.

"Пунктом 2.1 ст. 126" Закона N 127-ФЗ определено, что на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со "ст. 4" Закона N 127-ФЗ, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены "ст. 126" Закона N 127-ФЗ.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

В соответствии с "п. 2 ст. 266" Кодекса безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

На основании "п. 3 ст. 266" Кодекса налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном "ст. 266" Кодекса. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Указанное выше положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Как следует из запроса, с даты открытия конкурсного производства банком прекращено начисление процентов по кредитным договорам, обеспеченным залогом. При этом банк начал начисление процентов по основаниям, предусмотренным положениями "Закона" N 127-ФЗ.

Учитывая изложенное, полагаем, что банк вправе создавать резерв по сомнительной задолженности, образовавшейся по процентам, начисленным в соответствии с положениями "Закона" N 127-ФЗ, поскольку залог обеспечивает только сумму основного долга.

Согласно "пп. 2 п. 2 ст. 265" Кодекса во внереализационных расходах учитываются суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

09.10.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).