Письмо ФНС России от 02.10.2012 N ЕД-4-3/16443@

Налогоплательщикам и нижестоящим налоговым органам направлено Письмо Минфина России от 14.09.2012 N 03-04-08/4-301, в котором разъяснено следующее: если налоговый агент удержал НДФЛ из доходов работника после подачи последним заявления о предоставлении имущественного вычета при приобретении жилья, то такой налог является излишне удержанным.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 2 октября 2012 г. N ЕД-4-3/16443@

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИМУЩЕСТВЕННОГО ВЫЧЕТА

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу предоставления налоговым агентом имущественного налогового вычета и направляет копию "письма" Минфина России от 14.09.2012 N 03-04-08/4-301.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.В.ЕГОРОВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 сентября 2012 г. N 03-04-08/4-301

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления налоговым агентом имущественного налогового вычета и сообщает следующее.

В соответствии с "пунктом 3 статьи 220" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.

Федеральным "законом" от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" "статья 220" Кодекса была дополнена "пунктом 4", согласно которому в случае, если после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественного налогового вычета, предусмотренного "подпунктом 2 пункта 1 статьи 220" Кодекса, налоговый агент неправомерно удержал налог без учета данного имущественного налогового вычета, сумма излишне удержанного после получения заявления налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном "статьей 231" Кодекса.

Таким образом, при предоставлении налоговым агентом имущественного налогового вычета излишне удержанным является налог, неправомерно удержанный после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о предоставлении имущественного налогового вычета.

В связи с этим суммы налога, удержанные налоговым агентом в установленном порядке до получения им заявления налогоплательщика о предоставлении имущественного налогового вычета и соответствующего подтверждения налогового органа, не являются излишне удержанными и, соответственно, под действие "статьи 231" Кодекса не подпадают.

Согласно "пункту 3 статьи 226" Кодекса исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная "пунктом 1 статьи 224" Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Таким образом, в случае обращения налогоплательщика к работодателю за представлением имущественного налогового вычета не с первого месяца "налогового периода" данный вычет предоставляется начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его представлением применительно ко всей сумме дохода, начисленной налогоплательщику нарастающим итогом с начала налогового периода с зачетом ранее удержанной суммы налога.

Если начисленная налогоплательщику в налоговом периоде сумма дохода оказалась недостаточной для предоставления вычета в полном объеме и (или) для зачета ранее удержанных сумм налога, налогоплательщик вправе указать суммы налога, удержанные налоговым агентом, в налоговой "декларации" по налогу на доходы физических лиц, представляемой в налоговый орган по окончании налогового периода.

Обращаем также внимание, что в соответствии с "пунктом 4 статьи 220" Кодекса возврату налогоплательщику в порядке, установленном "статьей 231" Кодекса, подлежит сумма налога, излишне удержанного после представления налогоплательщиком в установленном порядке налоговому агенту заявления о получении имущественного налогового вычета, предусмотренного "подпунктом 2 пункта 1 статьи 220" Кодекса.

Таким образом, оснований для возврата сумм налога, удержанных с начала налогового периода до предоставления налогоплательщиком подтверждения его права на имущественный налоговый вычет, у налогового агента не имеется.

В соответствии с "абзацем третьим пункта 1 статьи 231" Кодекса возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога.

То есть возврат налога на доходы физических лиц производится за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджет в месяце, в котором налогоплательщик представил подтверждение права на имущественный налоговый вычет, и в последующие месяцы.

"Статьей 123" Кодекса предусмотрена ответственность в случае неправомерного неудержания и (или) неперечисления (неполного удержания и (или) перечисления) в установленный "Кодексом" срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

Из вышеизложенного следует, что к налоговому агенту, который после представления налогоплательщиком подтверждения права на имущественный налоговый вычет не перечисляет в бюджет (или перечисляет не в полном объеме) суммы налога, удержанные с иных налогоплательщиков, в целях возврата налогоплательщику сумм налога, удержанных с него до получения указанного подтверждения, может быть применена ответственность, предусмотренная "статьей 123" Кодекса.

Директор Департамента

И.В.ТРУНИН

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).