Письмо ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19575@

Размер штрафа за несвоевременное представление в инспекцию бухгалтерской отчетности определяется исходя из полного перечня документов, которые включены в состав отчетности конкретной организации.

Вопрос: О порядке определения размера штрафа по "п. 1 ст. 126" НК РФ за несвоевременное представление в налоговый орган бухгалтерской отчетности.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 21 ноября 2012 г. N АС-4-2/19575@

Федеральная налоговая служба в связи с обращениями налоговых органов по вопросу определения размера штрафа по "п. 1 ст. 126" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за несвоевременное представление в налоговый орган бухгалтерской отчетности сообщает следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 126" Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных "ст. ст. 119" и "129.4" Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Согласно "пп. 5 п. 1 ст. 23" Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным "законом" "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным "законом" не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с "п. 2 ст. 13" Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: бухгалтерского "баланса"; "отчета" о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; пояснительной записки.

Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством финансов Российской Федерации. В настоящее время он утвержден "Приказом" Минфина России от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".

Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со "ст. 15" Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ.

Учитывая изложенное, документами, за непредставление которых возможно привлечение к ответственности в соответствии с "п. 1 ст. 126" Кодекса, могут являться:

1) для организаций, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), - бухгалтерский "баланс", "отчет" о прибылях и убытках, аудиторское заключение или заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (если организации в соответствии с федеральными законами подлежат обязательному аудиту или обязательной ревизии), пояснительная записка;

2) для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), - бухгалтерский "баланс", "отчет" о прибылях и убытках, "отчет" о целевом использовании полученных средств ("п. 5 ст. 15" Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ);

3) для государственных (муниципальных) учреждений - документы, входящие в состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений, в соответствии с "Приказом" Минфина России от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".

Таким образом, налоговые органы при определении размера штрафа в соответствии с "п. 1 ст. 126" Кодекса за несвоевременное представление в налоговый орган бухгалтерской отчетности должны руководствоваться полным перечнем документов, входящих в состав бухгалтерской отчетности конкретной организации, и определять сумму штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ, который должен входить в состав бухгалтерской отчетности.

Данное письмо размещено на официальном сайте ФНС России.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до подведомственных налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

С.Н.АНДРЮЩЕНКО

21.11.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).