Письмо Минфина России от 20.11.2012 N 03-05-05-03/23

В случае отказа уполномоченного органа соискателю в выдаче лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции ввиду невозможности рассмотрения этого вопроса, а также в случае отзыва соискателем соответствующего заявления после обращения в уполномоченный орган госпошлина, уплаченная за предоставление данной лицензии, не возвращается.

Вопрос: В мае 2012 г. организация, уплатив госпошлину в размере 500 000 руб., обратилась в государственный орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции и представила необходимые документы.

В июне 2012 г. государственный орган направил в организацию письмо, которым известил о невозможности рассмотрения вопроса о выдаче лицензии. Таким образом, государственный орган не смог приступить к рассмотрению вопроса о выдаче лицензии.

Возвращается ли соискателю лицензии сумма уплаченной госпошлины в данном случае?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 ноября 2012 г. N 03-05-05-03/23

В связи с письмом по вопросу возврата уплаченной суммы государственной пошлины за предоставление лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным "законом" от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).

В силу "пп. 1 п. 9 ст. 19" Федерального закона N 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является, в частности, выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации "(п. 9)".

Согласно "пп. 6 п. 1 ст. 333.18 гл. 25.3" "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в "пп. 1" - "5.2 п. 1 ст. 333.18" Кодекса, государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Порядок возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в том числе и за предоставление лицензии, определен "ст. 333.40 гл. 25.3" "Государственная пошлина" Кодекса.

"Пунктом 1 ст. 333.40 гл. 25.3" "Государственная пошлина" Кодекса установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных данной "главой" Кодекса, подлежит возврату.

На основании "пп. 1 п. 1 ст. 333.40 гл. 25.3" "Государственная пошлина" Кодекса уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса.

В соответствии с "пп. 4 п. 1 ст. 333.40 гл. 25.3" "Государственная пошлина" Кодекса государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Следовательно, в случае отказа уполномоченного органа соискателю лицензии ввиду невозможности рассмотрения вопроса о выдаче лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции либо отзыва соискателем лицензии заявления о ее выдаче после обращения в уполномоченный орган за совершением указанного юридически значимого действия возврат государственной пошлины, уплаченной за предоставление данной лицензии, не производится.

Данная правовая позиция находит отражение, в частности, в "Определении" Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2012 N ВАС-3542/12, Постановлениях Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от "28.11.2011" и Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от "31.01.2012" по делу N А63-4954/2011 Арбитражного суда Ставропольского края, "Постановлении" Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.08.2011 N КА-А40/8331-11.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

20.11.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).