Письмо Минфина России от 19.11.2012 N 03-03-06/1/597

Если поисково-оценочная скважина не является амортизируемым имуществом, то связанные с ее строительством и консервацией затраты следует учитывать в целях налога на прибыль исходя из особенностей, установленных для учета расходов на освоение природных ресурсов. В ином случае расходы на строительство скважины списываются путем амортизации, а затраты на консервацию признаются внереализационными расходами.

Вопрос: Организация имеет лицензию на пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья. С целью поисков и оценки залежей нефти ведется строительство поисково-оценочной скважины.

По результатам полученных геологических данных поисково-оценочная скважина подлежит ликвидации по геологическим причинам как "скважина, не вскрывшая проектный горизонт и не доведенная до проектной глубины из-за несоответствия фактического геологического разреза проектному".

Организация понесла следующие расходы:

стоимость строительства (бурения скважины);

стоимость ликвидации скважины.

Кроме того, для обеспечения выполнения работ при строительстве поисково-оценочной скважины произведены затраты по строительству временных сооружений:

временной подъездной дороги до поисково-оценочной скважины;

временной отпайки от фидера для электроснабжения поисково-оценочной скважины;

разведочно-эксплуатационной (водозаборной) скважины для обеспечения водой нужд бурения.

Также будут проведены работы по демонтажу.

Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль учесть расходы на строительство и ликвидацию поисково-оценочной скважины на основании "абз. 3 п. 1 ст. 261" НК РФ в течение 12 месяцев? Если да, то в какой последовательности и с какого момента?

Правомерно ли включить в стоимость поисково-оценочной скважины расходы на возведение временных сооружений и на работы по демонтажу и учесть их в течение 12 месяцев? Или их следует учесть на основании "абз. 4 п. 1 ст. 261" НК РФ равномерно в течение двух лет, но не более срока эксплуатации?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/597

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на освоение природных ресурсов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

Из письма следует, что организация осуществила расходы по строительству поисково-оценочной скважины, которая подлежит ликвидации по геологическим причинам как скважина, не вскрывшая проектный горизонт и не доведенная до проектной глубины из-за несоответствия фактического геологического разреза проектному.

В соответствии с "п. 3 ст. 325" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если осваиваемый участок (часть территории осваиваемого участка) признается налогоплательщиком бесперспективным либо продолжение его освоения признается нецелесообразным, суммы расходов, осуществленные налогоплательщиком по освоению данного участка, включаются в состав прочих расходов в общем порядке, предусмотренном "ст. 261" Кодекса.

Согласно "п. 1 ст. 261" Кодекса в целях гл. 25 Кодекса расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.

К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся:

расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), в том числе расходы, связанные со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах;

расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов;

расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим расходам также относятся расходы, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими налогоплательщиками.

"Пунктом 2 ст. 261" Кодекса установлено, что расходы на освоение природных ресурсов, осуществленные после введения в действие гл. 25 Кодекса, подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с гл. 25 Кодекса, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов.

Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в "п. 1 ст. 261" Кодекса, учитываются в порядке, предусмотренном "ст. 325" Кодекса. Указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов в следующем порядке:

расходы, предусмотренные в "абз. 3 п. 1 ст. 261" Кодекса, включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев;

расходы, предусмотренные в "абз. 4" и "5 п. 1 ст. 261" Кодекса, включаются в состав расходов равномерно в течение двух лет, но не более срока эксплуатации.

В соответствии с "п. 4 ст. 325" Кодекса в случае, если расходы налогоплательщика, осуществленные в составе расходов на освоение природных ресурсов, непосредственно связаны со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважин), указанные расходы учитываются в аналитических регистрах налогового учета по каждому создаваемому объекту основных средств. Указанные объекты основных средств амортизируются в соответствии с порядком, установленным гл. 25 Кодекса.

Расходы на строительство временных сооружений (в том числе временных подъездных путей и дорог; площадок, сооружений для хранения плодородного слоя почвы, добываемых пород, отходов; временных сооружений для проживания участников геолого-разведочных работ и иных подобных объектов) включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по их созданию на основании актов выполненных работ.

Таким образом, если поисково-оценочная скважина не признается амортизируемым имуществом, то расходы, связанные с ее строительством и ликвидацией, следует учитывать в расходах для целей налогообложения равномерно в течение 12 месяцев налогообложения начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ).

Что касается расходов на строительство временных сооружений, то, по мнению Департамента, такие расходы не учитываются в стоимости поисково-оценочной скважины для целей налогообложения прибыли организаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

19.11.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).