Письмо Минфина России от 09.11.2012 N 03-03-06/1/583

Российская организация, которая приобретает услуги по перевозке грузов между пунктами отправления и назначения, находящимися на территории РФ, у иностранных компаний, которые не состоят на налоговом учете в РФ, является их налоговым агентом по НДС.

Вопрос: Российская организация заключила с иностранной организацией, не имеющей филиалов в РФ и не являющейся налогоплательщиком на территории РФ, договор о международной перевозке грузов. По заказу российской организации иностранная организация организует транспортировку грузов собственными силами и путем привлечения других иностранных организаций. На основании дополнительного соглашения иностранная организация осуществляет сопровождение груза собственными силами или путем привлечения других иностранных организаций.

Каков порядок налогообложения налогом на прибыль в РФ доходов, выплачиваемых иностранной организации по данному договору?

Является ли российская организация налоговым агентом по НДС в данном случае?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/583

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость в отношении доходов (услуг), связанных с перевозкой грузов, оказываемых российской организации иностранной организацией, не являющейся налогоплательщиком государств - членов Таможенного союза, в рамках договора о международной перевозке грузов с привлечением других иностранных организаций, и сообщает следующее.

В соответствии с "пп. 8 п. 1 ст. 309" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы от международных перевозок, полученные иностранной организацией (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Под международными перевозками в целях указанной "статьи" понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Согласно положениям "пп. 8 п. 1 ст. 309" Кодекса доходы от международных перевозок не включают доходы от оказания экспедиторских услуг и, следовательно, к ним не применяется порядок налогообложения у источника выплаты.

В соответствии с положениями "ст. ст. 246", "306" и "307" Кодекса доходы иностранной организации от оказания услуг могут облагаться налогом на прибыль организаций в Российской Федерации только в случаях, если такие услуги оказаны на территории Российской Федерации и их оказание привело к образованию постоянного представительства данной иностранной организации в Российской Федерации.

Таким образом, услуги по экспедированию и транспортировке грузов подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в Российской Федерации только в случае, если деятельность иностранной компании, осуществляющей данные услуги, приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации. В этом случае иностранная организация самостоятельно в порядке, предусмотренном "ст. 307" Кодекса, исполняет обязанность по уплате налога на прибыль организаций.

В соответствии с "пп. 1 п. 1 ст. 146" Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами "ст. 148" Кодекса.

Так, согласно положениям "пп. 4.1 п. 1" и "пп. 5 п. 1.1 ст. 148" Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой товаров, оказываемых иностранными организациями за пределами территории Российской Федерации или между пунктами отправления и назначения, один из которых находится на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.

В то же время местом реализации указанных услуг, оказываемых иностранными лицами, не состоящими на учете в российских налоговых органах в качестве налогоплательщиков, признается территория Российской Федерации в случае, если пункты отправления и назначения товаров находятся на территории Российской Федерации.

В соответствии со "ст. 161" Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.

Таким образом, российская организация, приобретающая у иностранных организаций, не состоящих на учете в российских налоговых органах, услуги, связанные с перевозкой грузов между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории Российской Федерации, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость. При этом указанная организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента соответствующие суммы налога, имеет право на вычет данных сумм в порядке, предусмотренном "ст. ст. 171", "172" и "174" Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

09.11.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).