Письмо Минфина России от 09.11.2012 N 03-02-07/1-285

У банка есть решение, согласно которому операции по счету организации должны быть приостановлены в связи с непредставлением ею налоговой декларации, но поручение налогового органа на перечисление налога (пеней, штрафа) с этого счета отсутствует. В такой ситуации банк вправе выдать организации по чеку денежные средства на оплату труда.

Вопрос: Согласно "п. 1 ст. 76" НК РФ приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых, в соответствии с гражданским законодательством РФ, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

"Пунктом 2 ст. 855" ГК РФ установлено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

"Постановлением" Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П было разъяснено, что при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов. Соответственно, очередность исполнения расчетных документов по выплате заработной платы, предъявленных ранее расчетных документов по перечислению налогов и сборов, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

В остальных случаях, когда на счете налогоплательщика достаточно средств для удовлетворения всех предъявленных требований, очередность, установленная "п. 2 ст. 855" ГК РФ, остается неизменной.

Таким образом, при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика-организации в связи с непредставлением налоговой декларации и отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога со счета этой организации банк вправе исполнить поручение организации по выдаче денежных средств по чеку на оплату труда лицам, работающим по трудовому договору.

Правомерно ли это?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 ноября 2012 г. N 03-02-07/1-285

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о применении "ст. 76" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.

Согласно "п. 1 ст. 76" Кодекса приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

"Статьей 134" Кодекса установлена ответственность банка в случае исполнения банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации.

На основе вышеуказанных положений "Кодекса", положений "ст. 855" Гражданского кодекса Российской Федерации об очередности платежей по их видам и календарной очередности, положений федеральных законов о бюджете на соответствующий год об отнесении платежей в бюджетную систему Российской Федерации и платежей по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, к одной очереди и подтверждающих правило календарной очередности списания таких платежей, суды приходят к выводу о том, что очередность платежей по перечислению или выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, предшествует платежам в бюджетную систему Российской Федерации, если расчетные документы по оплате труда с этими лицами поступили в банк раньше расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджетную систему Российской Федерации, или если расчетные документы, предусматривающие платежи в бюджетную систему Российской Федерации, в банк не поступали.

Таким образом, банк исполняет решение налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика с учетом очередности поступления расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджетную систему Российской Федерации, и расчетных документов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

Учитывая изложенное, полагаем, что при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика-организации в связи с непредставлением налоговой декларации и отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) со счета этой организации банк вправе исполнить поручение указанной организации по выдаче денежных средств по чеку на оплату труда лицам, работающим по трудовому договору.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

09.11.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).