Письмо Минфина России от 09.11.2012 N 03-04-06/4-313

При определении базы по НДФЛ в отношении доходов от операций с ценными бумагами и операций с ФИСС в порядке, установленном ст. 214.1 НК РФ, доверительный управляющий как налоговый агент вправе учесть в расходах суммы комиссии, выплачиваемые ему физлицом, в том периоде, в котором эти операции были фактически осуществлены.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрен учет комиссии, которую доверительный управляющий получает от налогоплательщика в связи с заключением и исполнением сделок РЕПО, при исчислении базы по НДФЛ.

Вопрос: ЗАО - профучастник РЦБ на основании лицензий осуществляет дилерскую и брокерскую деятельность, а также деятельность по управлению ценными бумагами.

В соответствии с "п. 18 ст. 214.1" НК РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами, по операциям с ФИСС, по операциям РЕПО с ценными бумагами и по операциям займа ценными бумагами определяется налоговым агентом, при этом налоговыми агентами в целях данной статьи признаются доверительный управляющий, брокер, иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) ФИСС на основании соответствующего договора: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, депозитного договора, договора поручения, договора комиссии или агентского договора.

Согласно "п. 10 ст. 214.1" НК РФ расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с ФИСС признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с финансовыми инструментами срочных сделок, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам. К указанным расходам, в частности, относится оплата услуг, оказываемых профучастниками РЦБ, а также биржевыми посредниками и клиринговыми центрами.

Вправе ли ЗАО (доверительный управляющий) как налоговый агент при определении налоговой базы по НДФЛ за 2011 г. по операциям с ценными бумагами и ФИСС, по операциям РЕПО и по операциям займа ценными бумагами учесть суммы комиссии доверительного управляющего, начисленной и фактически уплаченной клиентом в 2012 г.?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 ноября 2012 г. N 03-04-06/4-313

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу учета в расходах комиссии доверительного управляющего в целях исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц и в соответствии со "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с "п. 17 ст. 214.1" Кодекса налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим, определяется в порядке, установленном "п. п. 6" - "15 ст. 214.1" Кодекса, с учетом сумм, уплаченных по договору доверительного управления доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации произведенных им расходов по осуществленным операциям с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, а также расходов, установленных "п. 10 ст. 214.1" Кодекса.

Таким образом, по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, налоговая база по которым определяется в соответствии со "ст. 214.1" Кодекса, налоговый агент вправе учесть расходы налогоплательщика в виде комиссии доверительного управляющего.

При этом расходы налогоплательщика учитываются в том налоговом периоде, в котором они были фактически осуществлены, независимо от того, за какой период они были начислены.

Что касается операций РЕПО, то в соответствии с "п. 6 ст. 214.3" Кодекса налоговая база по таким операциям определяется как доходы в виде процентов по займам, полученных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО, уменьшенные на величину расходов в виде процентов по займам, уплаченных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО.

Учет сумм комиссии доверительному управляющему, уплачиваемой налогоплательщиком в связи с заключением и исполнением сделок РЕПО, при определении налоговой базы непосредственно по сделке РЕПО не предусмотрен.

Также не предусмотрен учет таких комиссий при определении налоговой базы по операциям займа ценными бумагами в соответствии со "ст. 214.4" Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

09.11.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).