Письмо Минфина России от 06.11.2012 N 03-02-07/1-280

Банк не вправе отказаться от выполнения требования налогового органа предоставить документы валютного контроля.

Вопрос: В "Письме" Минфина России от 02.08.2012 N 03-02-07/1-136 указано на правомерность действий налоговых органов по истребованию документов валютного контроля на основании "ст. 93.1" НК РФ со ссылкой на "Постановление" Президиума ВАС РФ от 31.03.2009 N 16896/08 и "Определение" ВАС РФ от 23.04.2009 N ВАС-4573/09.

Банк полагает, что для решения вопроса о правомерности истребования документов валютного контроля налоговыми органами при проведении налогового контроля на основании "ст. 93.1" НК РФ необходимо руководствоваться "ч. 14 ст. 23" Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", так как на момент принятия вышеуказанного "Постановления" "ч. 14 ст. 23" Федерального закона N 173-ФЗ, устанавливающей сроки и порядок истребования документов валютного контроля, не существовало.

Правомочен ли налоговый орган запрашивать документы валютного контроля в порядке "ст. 93.1" НК РФ при проведении налогового контроля и если да, то в каких случаях и в какой форме?

Вправе ли банк отказать налоговому органу в представлении документов валютного контроля в случае получения запроса, не соответствующего требованиям законодательства?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 ноября 2012 г. N 03-02-07/1-280

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об истребовании налоговым органом документов на основании "ст. 93.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и в дополнение к "Письму" от 02.08.2012 N 03-02-07/1-136 сообщается следующее.

Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регулируются законодательством о налогах и сборах ("ст. 2" Кодекса).

Налоговые органы при осуществлении налогового контроля действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в ходе налогового контроля налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом ("п. 3 ст. 30", "п. п. 1" и "2 ст. 31", "п. 1 ст. 33" Кодекса).

Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сбора, налоговом агенте или информации о конкретной сделке для целей "Кодекса" осуществляется на основании "ст. 93.1" Кодекса.

При этом налоговый орган для целей "Кодекса" вправе истребовать у контрагентов или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающейся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), любые из этих документов (информацию), а также информацию о конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, в случаях и в порядке, установленных "Кодексом", в том числе информацию, связанную с проведением валютных операций.

В случае если истребуемые налоговым органом согласно "ст. 93.1" Кодекса документы указаны в перечне документов, подлежащих представлению налоговому органу для целей валютного контроля ("ч. 13 ст. 23" Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ), то это не является основанием для отказа лица, которому направлено соответствующее требование, от представления налоговому органу таких документов для целей налогового контроля.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

06.11.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).