Письмо Минфина России от 30.05.2012 N 03-11-06/2/73

При объединении организаций (в том числе перешедших на УСН) в простое товарищество учет общего имущества, обязательств и хозяйственных операций такого товарищества необходимо вести по правилам, предусмотренным для налогоплательщиков, которые применяют общий режим налогообложения.

Вопрос: Межрегиональная общественная организация (далее - организация), применяющая УСН с объектом налогообложения "доходы", 29.02.2012 заключила с Фондом поддержки публичной дипломатии (далее - фонд) договор о совместной деятельности, согласно которому фонд осуществляет целевое финансирование определенных мероприятий.

В марте 2012 г. фондом были перечислены денежные средства на счет организации.

Организация данные денежные средства использовала по целевому назначению и представила фонду соответствующий отчет о расходовании указанных средств.

03.04.2012 организация возвратила фонду неизрасходованные денежные средства.

В соответствии с "п. 1.1 ст. 346.15" НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения не учитывают доходы, указанные в "ст. 251" НК РФ, к которым отнесены и средства целевого финансирования.

Каков порядок учета организацией, применяющей УСН, денежных средств, полученных от фонда?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 мая 2012 г. N 03-11-06/2/73

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения налогоплательщиком - участником договора о совместной деятельности доходов в целях применения упрощенной системы налогообложения сообщает следующее.

Согласно "п. 3 ст. 346.13" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено "ст. 346.13" Кодекса. В том случае, если в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, установленным "п. п. 3" и "4 ст. 346.12" и "п. 3 ст. 346.14" Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие названным требованиям ("п. 4.1 ст. 346.13" Кодекса).

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с "п. 3 ст. 346.14" Кодекса налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, обязаны применять в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Учитывая изложенное, в том случае, если налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, стал в течение налогового периода участником договора о совместной деятельности, то он на основании положений "п. 4 ст. 346.13" Кодекса считается утратившим право на применение указанного специального налогового режима с начала того квартала, в котором допущено указанное несоответствие.

"Пунктом 7 ст. 346.13" Кодекса установлено, что налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что особенности заключения договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) регламентированы "гл. 55" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Так, в соответствии со "ст. 1041" ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Расходы товарищей, связанные с ведением совместной деятельности, покрываются простым товариществом в соответствии с порядком, предусмотренным соглашением товарищей. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело ("ст. ст. 1044" и "1046" ГК РФ).

"Статьей 1048" ГК РФ предусмотрено, что прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей. Соглашение об устранении кого-либо из товарищей от участия в прибыли ничтожно.

В соответствии с "п. 1 ст. 346.15" и "п. 9 ст. 250" Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения внереализационные доходы, полученные в виде доходов, распределяемых в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, учитывают в порядке, предусмотренном "ст. 278" Кодекса.

В связи с этим при объединении в простое товарищество организаций, в том числе организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учет общего имущества, обязательств и хозяйственных операций простого товарищества должен вестись в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения.

Одновременно сообщаем, что направляемое письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

30.05.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).