Письмо Минфина России от 28.05.2012 N 03-03-06/4/53

Некоммерческая организация должна в своей учетной политике указать виды затрат, в отношении которых она будет формировать резерв предстоящих расходов. Формирование в отношении одних и тех же расходов двух резервов недопустимо.

Вопрос: Негосударственное учреждение здравоохранения является некоммерческой организацией, получает целевые средства на ведение уставной деятельности:

- от ТФОМС на выполнение программы государственных гарантий по медицинскому обслуживанию населения;

- от учредителя (ОАО) - целевые поступления от собственников созданным ими учреждениям.

Наряду с получением целевых средств негосударственное учреждение здравоохранения осуществляет предпринимательскую деятельность.

В "гл. 25" НК РФ предусмотрено создание отдельных резервов, например, резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

Федеральным "законом" от 18.07.2011 N 235-ФЗ с 01.01.2012 в состав внереализационных расходов включены расходы на формирование резервов предстоящих расходов налогоплательщиком - некоммерческой организацией, зарегистрированной в соответствии с Федеральным "законом" "О некоммерческих организациях" ("пп. 19.3 п. 1 ст. 265" НК РФ).

Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы, определяются с 01.01.2012 в соответствии со "ст. 267.3" НК РФ. Направление формирования такого резерва не конкретизировано.

Возможно ли в указанном случае создание в целях налога на прибыль резерва в отношении расходов на приобретение лекарств, на приобретение медицинского оборудования, на ремонт основных средств (но не по правилам, определенным в "ст. 324" НК РФ) или на предстоящую индексацию заработной платы?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 мая 2012 г. N 03-03-06/4/53

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу, связанному с формированием в целях налогообложения прибыли организаций резервов, и сообщает следующее.

Для налогоплательщиков - некоммерческих организаций, кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, "ст. 267.3" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено создание резерва предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Исходя из положений "п. 2 ст. 267.3" НК РФ перечень расходов, в отношении которых некоммерческая организация вправе сформировать указанный резерв, не конкретизирован, в связи с чем некоммерческая организация должна в своей учетной политике указать, в отношении каких видов расходов будет формироваться данный резерв.

Вместе с тем, учитывая положения "п. 1 ст. 252" НК РФ, отчисления в резерв должны отвечать критериям экономической обоснованности.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, некоммерческая организация при определении состава расходов, в отношении которых будет формироваться данный резерв, вправе указать расходы, связанные с приобретением лекарств, медицинского оборудования, ремонтом основных средств.

"Статья 267.3" НК РФ не содержит каких-либо указаний или ссылок на то, что формирование резерва предстоящих расходов должно производиться в соответствии с порядком формирования резерва по отдельным видам расходов, предусмотренным, например, "ст. ст. 266", "324", "324.1" НК РФ.

В этой связи формирование данного резерва производится в соответствии с положениями "ст. 267.3" НК РФ.

Согласно "п. 5 ст. 252" НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

В связи с этим формирование в отношении одних и тех же расходов двух резервов (например, резерва на ремонт основных средств и резерва предстоящих расходов) неправомерно.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

28.05.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).