Письмо Минфина России от 23.05.2012 N 03-03-06/4/44

В целях налога на прибыль автономная некоммерческая организация не учитывает денежные средства (иное имущество), полученные от учредителей безвозмездно.

Вопрос: Автономная некоммерческая организация дошкольного образования (далее - АНО) состоит из подразделений - детских садов. Основная цель деятельности АНО - предоставление услуг дошкольного образования, осуществление образовательного и воспитательного процесса. Учредителями АНО являются мэрия городского округа и коммерческая организация (ОАО). Финансирование осуществляется в соответствии с договорами субсидий (из бюджетов городского округа и области).

Условиями учредительного договора установлено обязательство учредителя - ОАО осуществлять ежегодное финансирование некоммерческой организации, в связи с чем между АНО и ОАО ежегодно заключается договор целевого финансирования.

Правление АНО ежегодно утверждает смету доходов и расходов организации, в которой указаны все источники поступления и статьи расходования средств. По итогам года правлением утверждается исполнение сметы.

Основными статьями доходов АНО являются:

- субсидии из бюджета городского округа;

- субсидии из бюджета области;

- средства целевого финансирования ОАО;

- родительская плата, поступающая от родителей по договорам на содержание детей.

Основными статьями расходов АНО являются:

- заработная плата и страховые взносы;

- питание детей;

- хозсодержание;

- приобретение товарно-материальных ценностей (детская мебель, игрушки).

В соответствии с "пп. 22 п. 1" и "пп. 7 п. 2 ст. 251" НК РФ средства целевого финансирования, полученные от учредителя, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии получения их образовательными учреждениями, имеющими лицензии, и использования полученных средств по назначению, определенному организацией - источником целевого финансирования. В данном случае лицензия имеется, средства используются строго по целевому назначению. Другие условия, определенные "гл. 25" НК РФ, выполняются, в том числе и в части ведения раздельного учета полученных средств. Единственным расхождением является организационно-правовая форма юридического лица - АНО, а не учреждение.

В то же время в "ст. 11.1" Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" определено, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. А в соответствии с "п. 3 ст. 2" Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных, иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Подлежат ли налогообложению налогом на прибыль средства целевого финансирования, поступившие от учредителя АНО в 2008 - 2010 гг.?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 мая 2012 г. N 03-03-06/4/44

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций средств, полученных образовательным учреждением, созданным в форме автономной некоммерческой организации, от учредителя, и сообщает следующее.

Согласно "п. 1 ст. 12" Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

"Пунктом 1 ст. 120" Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии с "п. 1 ст. 11.1" Закона N 3266-1 негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Согласно "п. 3 ст. 2" Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в "ст. 251" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно "пп. 22 п. 1 ст. 251" НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.

В соответствии с "п. 2 ст. 248" НК РФ для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Следовательно, если образовательное учреждение, имеющее лицензию на право ведения образовательной деятельности, получит имущество безвозмездно от учредителя на ведение уставной деятельности, то стоимость этого имущества не будет учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с положениями "п. 2 ст. 251" НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, включая, среди прочего, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов). При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Следовательно, взносы учредителей (участников, членов) признаются целевыми поступлениями и не учитываются при определении налоговой базы у некоммерческих организаций только в случае их безвозмездного получения в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Таким образом, если денежные средства (имущество) получены автономной некоммерческой организацией от учредителя безвозмездно, а не в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, то указанные средства (имущество) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании "пп. 1 п. 2 ст. 251" НК РФ при выполнении условий, установленных данным "пунктом ст. 251" НК РФ.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

23.05.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).