Письмо Минфина России от 18.05.2012 N 03-03-06/4/39

Некоммерческое партнерство не учитывает в доходах субсидии из федерального бюджета, безвозмездно предоставленные с целью оказания социально ориентированным некоммерческим организациям государственной поддержки.

Вопрос: Некоммерческое партнерство (далее - партнерство) применяет УСН с объектом налогообложения "доходы".

В 2011 г. партнерство участвовало в конкурсном отборе социально ориентированных некоммерческих организаций на получение субсидии из федерального бюджета на осуществление мероприятий, предусмотренных программой партнерства.

Партнерство признано одним из победителей конкурса. В связи с этим в декабре 2011 г. было заключено соглашение о предоставлении партнерству субсидии на осуществление в субъектах РФ мероприятий по оказанию информационной, консультационной и методической поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций; на обеспечение открытости для всеобщего ознакомления информационных и методических материалов, разработанных в рамках осуществления предусмотренных программой мероприятий, и на проведение для работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций семинаров по правовым вопросам.

В "п. 1 ст. 78" БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В "п. 2 ст. 78.1" БК РФ предусмотрено, что субсидии могут предоставляться некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

В соответствии с "пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15" НК РФ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитываются доходы, указанные в "ст. 251" НК РФ.

Согласно "пп. 14 п. 1 ст. 251" НК РФ к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям.

В каком порядке партнерство должно учесть при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, сумму указанной субсидии?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 мая 2012 г. N 03-03-06/4/39

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей применения упрощенной системы налогообложения субсидии, полученной некоммерческим партнерством на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, и сообщает следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 346.15" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со "ст. 249" НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со "ст. 250" НК РФ.

Согласно "пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15" НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в "ст. 251" НК РФ.

"Статьей 251" НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с положениями "п. 2 ст. 251" НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, включая, среди прочего, средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

В соответствии с "п. 2 ст. 248" НК РФ для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

В соответствии с "п. 1 ст. 8" и "п. 2 ст. 2" Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Как следует из запроса, субсидии из федерального бюджета предоставляются некоммерческому партнерству безвозмездно на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, а не в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг.

В этой связи, по мнению Департамента, указанные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании "пп. 3 п. 2 ст. 251" НК РФ при выполнении условий, установленных данным "пунктом ст. 251" НК РФ.

Одновременно сообщаем, что направляемое письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

18.05.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).