Письмо Минфина России от 18.05.2012 N 03-04-06/7-140

Социальный вычет в размере страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения предоставляется работодателем начиная с месяца, в котором работник подал заявление о предоставлении такого вычета.

Вопрос: Согласно "пп. 4 п. 1 ст. 219" НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета по НДФЛ в сумме уплаченных в налоговом периоде пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения.

В соответствии с "п. 2 ст. 219" НК РФ указанный вычет может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при обращении к работодателю при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика и при условии, что взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольному пенсионному страхованию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды самим работодателем.

Организация по заявлению работника ежемесячно удерживает из выплат в его пользу и перечисляет в срок выплаты заработной платы (10-го числа месяца, следующего за отчетным) взносы в негосударственный пенсионный фонд на именной пенсионный счет работника (например, за декабрь 2012 г. - 10 января 2013 г.).

Работник, имеющий право на социальный налоговый вычет по НДФЛ, обращается к организации (работодателю) с письменным заявлением о предоставлении данного вычета.

Согласно "Письму" Минфина России от 13.08.2010 N 03-04-06/7-176 работнику также необходимо представить выписку с именного пенсионного счета налогоплательщика, в которой указаны: фамилия, имя и отчество налогоплательщика, сумма взносов, уплаченных по соответствующему договору в течение налогового периода.

Имеет ли право организация предоставить указанный вычет в случае, если выписка с именного пенсионного счета работником не представлена?

Правомерно ли предоставлять указанный вычет в следующем порядке: в июне 2012 г. работник представляет указанную выписку за период с 01.01.2012 по 30.04.2012 - работодатель предоставляет вычет в июне 2012 г. за период: январь - апрель 2012 г.; в декабре 2012 г. работник представляет выписку за период: май - октябрь 2012 г. - работодатель предоставляет вычет в декабре за период: май - октябрь 2012 г.?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 мая 2012 г. N 03-04-06/7-140

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу порядка предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с "п. 3 ст. 210" Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная "п. 1 ст. 224" Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных "ст. ст. 218" - "221" Кодекса.

Согласно "пп. 4 п. 1 ст. 219" Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с "п. 3 ст. 210" Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)), в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного "п. 2 ст. 219" Кодекса.

Указанный в "пп. 4 п. 1 ст. 219" Кодекса социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы, в частности, по негосударственному пенсионному обеспечению.

С 1 января 2010 г. на основании "абз. 2 п. 2 ст. 219" Кодекса социальный налоговый вычет, предусмотренный "пп. 4 п. 1 ст. 219" Кодекса, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с "пп. 4 п. 1 данной статьи" и при условии, что взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольному пенсионному страхованию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись работодателем в соответствующие фонды.

Таким образом, социальный налоговый вычет у работодателя может быть предоставлен только в случае перечисления взносов по вышеуказанным договорам самим работодателем в соответствующие фонды.

В этом случае налогоплательщику достаточно представить договор, заключенный им с негосударственным пенсионным фондом или со страховой организацией.

В случае обращения к работодателю за предоставлением указанного социального налогового вычета не с первого месяца налогового периода вычет предоставляется начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением.

Начиная с вышеуказанного месяца налоговая база, исчисляемая налоговым агентом нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со "ст. 226" Кодекса, определяется с учетом фактически уплаченных с начала налогового периода страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Поскольку, согласно "п. 3 ст. 226" Кодекса, исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами ежемесячно (нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца) применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц, установленная "п. 1 ст. 224" Кодекса, то уменьшение налоговой базы на сумму социального налогового вычета по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение также производится ежемесячно.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

18.05.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).