Письмо ФНС России от 18.05.2012 N АС-4-2/8217@

Разъяснен порядок указания в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов кодов в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Вопрос: В соответствии с "п. 5.1 ст. 4" Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ положения "частей первой" и "второй" Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются к заключенным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона сделкам по предоставлению займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с "гл. 25" Налогового кодекса Российской Федерации после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением сделок, условия которых после дня вступления в силу настоящего Федерального закона были изменены.

ОАО до 01.01.2012 заключило договор займа с организацией, согласно которому сумма займа предоставляется отдельными траншами в течение срока действия договора.

Правомерно ли не применять положения "разд. V.1" НК РФ к договору займа по всем траншам, предусмотренным договором, заключенном до 01.01.2012, в том числе и в части траншей, предоставленных после 01.01.2012, или только в части траншей, которые предоставлены до 01.01.2012?

Если под действие норм "разд. V.1" НК РФ подпадает только часть траншей, предоставленных после 01.01.2012, то правомерно ли для целей применения положений о контролируемых сделках определять сумму дохода (расхода) только в части траншей, которые были выданы после 01.01.2012, если по данным бухгалтерского учета показатели по начисленным процентам отражаются в целом по всему договору займа, заключенному до 01.01.2012?

Применяются ли положения "разд. V.1" НК РФ к договору займа, заключенному до 01.01.2012, если его условия были изменены, но процентная ставка не изменялась? Если да, то в каком объеме - ко всей сумме займа или к сумме, выданной после изменения условий договора?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 августа 2013 г. N 03-01-18/32056

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения положений "ст. 4" Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Федеральный закон N 227-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с "ч. 5.1 ст. 4" Федерального закона N 227-ФЗ положения "частей первой" и "второй" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в редакции указанного Федерального закона) не применяются к заключенным до 1 января 2012 г. сделкам по предоставлению займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с "гл. 25" Кодекса после 1 января 2012 г., за исключением сделок, условия которых после 1 января 2012 г. были изменены.

Таким образом, при отнесении указанных сделок к контролируемым в целях "разд. V.1" Кодекса необходимо, чтобы доходы и (или) расходы по таким сделкам были признаны после 1 января 2012 г.

При этом следует отметить, что при применении "ч. 5.1 ст. 4" Федерального закона N 227-ФЗ необходимо учитывать следующие положения Гражданского "кодекса" Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии с порядком изменения договора, предусмотренным "ст. ст. 450" и "452" ГК РФ, изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Порядок и форма заключения договора определены "ст. ст. 432" - "449" ГК РФ.

Согласно "ст. 432" ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Учитывая изложенное, для целей "ст. 4" Федерального закона N 227-ФЗ под изменением условий сделки (договора), по мнению Департамента, следует понимать изменение существенных условий сделки (договора), совершенное в той же форме, что и сделка (договор), если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

При этом, по мнению Департамента, в случае если расчет цены осуществляется в соответствии с формулой, определенной в договоре, изменение цены, обусловленное применением такой формулы, не может признаваться изменением условий сделки (договора).

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Врио директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

08.08.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).