Письмо Минфина России от 14.05.2012 N 03-03-06/2/62

Сделку, которая заключается не на организованном рынке и условия которой предусматривают поставку базисного актива, можно признать ФИСС, если такая поставка осуществляется не ранее третьего дня после даты заключения указанной сделки. Если поставка базисного актива не предусмотрена, то данная сделка квалифицируется только как ФИСС.

Вопрос: Стандартная документация для срочных сделок на финансовых рынках (далее - RISDA) размещена на сайте НАУФОР: http://naufor.ru/tree.asp7iF7492. Данная документация предназначена для стандартизации документов для внебиржевого рынка ПФИ.

Согласно разработанной RISDA договор об уплате плавающих маржевых сумм является отдельным видом договора, являющегося ПФИ, то есть фактически самостоятельным видом ПФИ с базовым активом другого вида ПФИ. Юридически плавающие маржевые выплаты по RISDA не признаются обеспечением.

В "Приказе" ФСФР России от 04.03.2010 N 10-13/пз-н данный вид ПФИ не выделен, но в соответствии с Федеральным "законом" от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" договор об уплате плавающих маржевых сумм вписывается в определение ПФИ: производный финансовый инструмент - договор, предусматривающий обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в том числе в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения значений, рассчитываемых на основании цен производных финансовых инструментов, а также от изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких указанных в пункте показателей. При этом такой договор может также предусматривать обязанность сторон или стороны договора передать другой стороне валюту.

Согласно предыдущей версии Стандартной документации для срочных сделок на финансовых рынках, которая разрабатывалась в 2009 г., плавающие маржевые выплаты назывались "вариационной маржой" и признавались обеспечением. В новой версии Стандартной документации, согласованной с ФСФР России в 2011 г., была изменена юридическая природа плавающих маржевых выплат. Они стали самостоятельным видом ПФИ, который включается в общую массу ликвидационного неттинга.

В то же время подобные маржевые выплаты по аналогичным договорам, заключенным по иностранному праву, например по документации, разработанной Международной ассоциацией свопов и деривативов (International Swaps and Derivatives Association, Inc. - ISDA-2002), признаются обеспечением и называются CSA по аналогии с подписываемым соглашением Credit support annex.

В связи с изменением юридической природы плавающих маржевых выплат следует ли банку признавать их в целях исчисления налога на прибыль в качестве ФИСС, не обращающегося на ОРЦБ, а также поставочных срочных сделок?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 мая 2012 г. N 03-03-06/2/62

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

Согласно "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с "Регламентом" Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что "п. 1 ст. 301" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным "законом" от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг". Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с вышеуказанным Федеральным "законом".

Согласно "п. 2 ст. 301" НК РФ исполнением прав и обязанностей по операции с финансовыми инструментами срочных сделок является исполнение финансового инструмента срочных сделок либо путем поставки базисного актива, либо путем произведения окончательного взаиморасчета по финансовому инструменту срочных сделок, либо путем совершения участником срочной сделки операции, противоположной ранее совершенной операции с финансовым инструментом срочных сделок.

"Пунктом 3.1 ст. 301" НК РФ определено, что сделка, которая заключается не на организованном рынке и условия которой предусматривают поставку базисного актива (в том числе ценных бумаг, иностранной валюты, товара), может быть квалифицирована в качестве финансового инструмента срочных сделок при условии, что поставка базисного актива в соответствии с условиями такой сделки должна быть осуществлена не ранее третьего дня после дня ее заключения.

Сделка, которая заключается не на организованном рынке и условия которой не предусматривают поставки базисного актива, может быть квалифицирована только как финансовый инструмент срочных сделок.

По вопросу о квалификации проводимых посредством заключения договора об уплате плавающих маржевых сумм операций рекомендуем за разъяснением обратиться в ФСФР России.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

14.05.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).