Письмо Минфина России от 04.05.2012 N 03-03-06/1/230

Произведенные до 2010 г. расходы, которые связаны с приобретением ценных бумаг по цене, превышающей максимальную (определенную исходя из расчетной цены и предельного отклонения цен), учитываются в целях налога на прибыль при формировании стоимости данных ценных бумаг в налоговом учете.

Вопрос: ООО в 2007 г. приобрело акции, не обращающиеся на ОРЦБ, по цене выше максимальной на общую сумму 103 000 000 руб. Доход по акциям ООО не получало. В 2012 г. ООО реализовало акции по цене приобретения на сумму 103 000 000 руб., то есть выручка равна фактическим затратам.

В соответствии с "п. 6 ст. 280" НК РФ (в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ) в случае реализации (приобретения) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, при определении финансового результата для целей налогообложения принимается минимальная (максимальная) цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.

До 01.01.2010 в "ст. 280" НК РФ не было специальных норм, регулирующих порядок определения цены приобретения ценных бумаг, регулировался только порядок определения выручки от реализации ценных бумаг.

Следует ли ООО для целей исчисления налога на прибыль корректировать в соответствии с "абз. 3 п. 6 ст. 280" НК РФ стоимость приобретенных до 01.01.2010 ценных бумаг при их реализации в 2012 г.?

Можно ли признать расходы на приобретение ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, по фактически произведенным затратам?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 мая 2012 г. N 03-03-06/1/230

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения операций с ценными бумагами и сообщает следующее.

Как следует из письма, организация приобрела ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, до 01.01.2010. Реализованы такие ценные бумаги были после 01.01.2010.

Федеральным "законом" от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 281-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2010, в "п. 6 ст. 280" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) были внесены изменения.

В соответствии с "п. 6 ст. 280" НК РФ (в ред. Федерального закона N 281-ФЗ) в случае реализации (приобретения) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, при определении финансового результата для целей налогообложения принимается минимальная (максимальная) цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.

На основании "ст. 329" НК РФ при реализации ценных бумаг расходом признается цена приобретения реализованных ценных бумаг, рассчитанная с учетом установленного налогоплательщиком метода учета ценных бумаг (ФИФО, ЛИФО, по стоимости единицы).

Ценные бумаги, приобретенные до 01.01.2010, принимались к налоговому учету в соответствии с положениями "НК" РФ, действовавшими в тот период.

Расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, учитываемые для целей налогообложения, должны соответствовать критериям, установленным "п. 1 ст. 252" НК РФ.

Так, указанные расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в "Определении" от 04.06.2007 N 320-О-П, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу принципа свободы экономической деятельности ("ст. 8 ч. 1" Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которых установлен "НК" РФ.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, расходы по приобретению ценных бумаг по цене выше максимальной цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, произведенные до 2010 г., могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций при формировании стоимости ценных бумаг в налоговом учете при условии соответствия таких расходов критериям, установленным "ст. 252" НК РФ.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

04.05.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).