Письмо ФНС России от 03.05.2012 N ЕД-4-3/7428@

Для того чтобы уведомить инспекцию о выборе ответственного обособленного подразделения в субъекте РФ, ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков может использовать рекомендованную типовую форму уведомления N 3 (Приложение к Письму ФНС России от 20.04.2012 N ЕД-4-3/6656@).

Вопрос: 1. В соответствии с положениями "абз. 2 п. 2 ст. 288" НК РФ если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться.

Согласно "Письму" Минфина России от 02.03.2012 N 03-03-06/4/15 положения "НК" РФ не содержат норму, исключающую возможность применения "абз. 2 п. 2 ст. 288" НК РФ в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН). В связи с этим ответственный участник КГН вправе производить расчет доли прибыли в целом по группе обособленных подразделений конкретного участника, находящихся на территории одного субъекта РФ.

Принимая во внимание то, что "НК" РФ налагает на налогоплательщика обязанность по уведомлению налоговых органов о выборе ответственного обособленного подразделения, и учитывая, что исчисление и уплата налога на прибыль по КГН производятся ответственным участником этой группы, а обязательства КГН по уплате налога в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ администрируются налоговым органом по месту учета ответственного участника КГН, по мнению Минфина России, указанное уведомление должен представить ответственный участник КГН в налоговый орган по месту своего учета.

"Письмом" ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986 определены рекомендуемые типовые формы уведомлений. Однако указанные формы уведомлений были разработаны до принятия Федерального "закона" от 16.11.2011 N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" и не предусматривают положений, касающихся выбора ответственного обособленного подразделения по группе обособленных подразделений участника КГН, расположенных на территории одного субъекта РФ.

По какой форме ответственный участник КГН должен уведомить налоговый орган по месту постановки на учет о выборе ответственного обособленного подразделения по группе обособленных подразделений участника КГН, расположенных на территории одного субъекта РФ?

2. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 10.02.2012 N 03-03-10/11, доведенным до сведения налоговых органов "Письмом" ФНС России от 29.02.2012 N ЕД-4-3/3285@, для учета операций по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по КГН открываются карточки расчетов с бюджетом по налогу на прибыль организаций (далее - КРСБ) с нулевым значением сальдо расчетов.

КРСБ по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, открываются с кодом "ОКАТО" по месту нахождения ответственного участника КГН.

КРСБ по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, открываются с кодами "ОКАТО" по месту нахождения участников или по месту нахождения обособленных подразделений (ответственных обособленных подразделений) участников, указанными в "разд. 1" налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (утв. Приказом ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения").

При наличии в одном субъекте РФ нескольких участников КГН каким образом будут вестись КРСБ по налогу на прибыль по КГН, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ: в общей сумме, подлежащей зачислению в субъект РФ; в разрезе сумм, приходящихся на каждого участника КГН, находящегося в данном субъекте?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 3 мая 2012 г. N ЕД-4-3/7428@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросам представления в налоговый орган уведомления о выборе ответственных обособленных подразделений, по месту нахождения которых будет уплачиваться налог на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН), и о ведении карточек расчетов с бюджетом, сообщает следующее.

1. Согласно "абз. 2 п. 2 ст. 288" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться.

Положения "Кодекса" не содержат норму, исключающую возможность применения "абз. 2 п. 2 ст. 288" Кодекса в отношении участников КГН. В связи с этим ответственный участник КГН вправе производить расчет доли прибыли в целом по группе обособленных подразделений конкретного участника, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации.

При этом "Кодекс" налагает на налогоплательщика обязанность по уведомлению налогового органа о выборе ответственного обособленного подразделения.

Ответственный участник КГН при подготовке уведомления может воспользоваться рекомендуемой ФНС России типовой "формой" Уведомления N 3, приложенной к Письму от 20.04.2012 N ЕД-4-3/6656@. "Письмо" размещено на сайте ФНС России www.nalog.ru в рубрике "Юридическим лицам", подрубрике "Консолидированная группа налогоплательщиков".

2. Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@, согласованным с Минфином России, утверждены новая "форма" и "формат" представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, а также "Порядок" ее заполнения.

В форму налоговой декларации специально для консолидированных групп налогоплательщиков включены "Приложения N N 6" и "6а" к листу 02 для расчета налога, подлежащего уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации.

При этом каждое "Приложение N 6а" составляется по находящимся на территории одного субъекта Российской Федерации участнику (без входящих в него обособленных подразделений) и (или) его обособленным подразделениям.

Для определения налоговых обязательств в бюджет субъекта Российской Федерации суммируются показатели "Приложений N 6а", составленных по участникам и (или) обособленным подразделениям участников, находящимся на территории этого субъекта Российской Федерации. Сводные данные по таким "Приложениям N 6а" приводятся в одном "Приложении N 6".

Соответственно, карточка расчетов с бюджетом будет вестись налоговым органом по общей сумме налога, подлежащего уплате в бюджет субъекта Российской Федерации.

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ

03.05.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).