Письмо Минфина России от 03.05.2012 N 03-03-06/2/46

Если сделка по поставке ценных бумаг является ФИСС, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, то фактическая цена исполнения этой сделки для целей налогообложения признается рыночной при ее отклонении не более чем на 20 процентов от расчетной стоимости ФИСС на дату заключения срочной сделки.

Вопрос: Банк - профучастник РЦБ заключил с физлицом внебиржевой форвардный контракт на поставку 5000 облигаций, номинированных в российских рублях и обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ). Данный контракт был заключен с открытой датой исполнения, но не ранее чем через три дня с даты заключения сделки. При этом цена контракта определяется расчетным путем исходя из условий заключенной сделки. На момент заключения сделки в портфеле банка для продажи находилось 9000 облигаций того же эмитента, приобретенных по цене 97,8 руб. за одну штуку. Данная цена находилась в интервале между минимальной и максимальной ценами с указанными облигациями, зарегистрированной организатором торгов на ОРЦБ на дату приобретения.

Предположим, что через год банк исполнил указанный контракт и реализовала физлицу облигации в количестве 5000 штук по оговоренной расчетной цене 96,8 руб. за одну штуку. При этом в день исполнения контракта банк реализовал на ОРЦБ оставшиеся облигации того же эмитента в количестве 4000 штук по цене 99,5 руб. за одну штуку. Минимальная цена, зафиксированная организатором торгов в день реализации, составила 99,1 руб. за одну штуку, а максимальная цена - 99,8 руб. за одну штуку.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль согласно требованиям НК РФ фактическая цена сделки должна соответствовать рыночному уровню цен. При этом необходимо учитывать, что:

- в случае реализации (приобретения) активов, обращающихся на ОРЦБ, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены сделок на ОРЦБ при определении финансового результата принимается минимальная (максимальная) цена на ОРЦБ;

- в случае реализации (приобретения) активов, не обращающихся на ОРЦБ, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены, определенной исходя из расчетной цены активов и предельного 20%-ного отклонения цен, при определении финансового результата принимается минимальная (максимальная) цена, определенная исходя из расчетной цены активов и предельного отклонения цен.

В соответствии со "ст. 280" НК РФ цена приобретения может быть взята за основу при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Фактическая цена реализации на ОРЦБ 4000 облигаций (99,5 руб. за одну штуку) также находится в интервале предельных колебаний минимальной и максимальной цен с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торгов на ОРЦБ на дату реализации. При определении налоговой базы по налогу на прибыль данная цена реализации тоже в силу "ст. 280" НК РФ может быть взята за основу.

Должен ли банк в целях налога на прибыль сравнивать цену реализации 5000 облигаций с минимальной ценой, зарегистрированной организатором торгов на ОРЦБ на дату реализации, т.е. весь реализованный портфель облигаций эмитента проверяется на соответствие рыночному уровню цен на ОРЦБ? Или же данную цену реализации необходимо рассматривать как цену реализации внебиржевого ФИСС с учетом предельного 20%-ного отклонения от его расчетной цены?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 мая 2012 г. N 03-03-06/2/46

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций при совершении операций с производными финансовыми инструментами и сообщает следующее.

В соответствии с "п. 11.4" Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с "п. 1 ст. 280" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), если операция с ценными бумагами может быть квалифицирована так же как операция с финансовыми инструментами срочных сделок, то налогоплательщик самостоятельно выбирает порядок налогообложения такой операции.

Порядок признания производных финансовых инструментов финансовыми инструментами срочных сделок для целей налогообложения прибыли организаций, а также определения налоговой базы по операциям с указанными инструментами установлен "ст. ст. 301" - "305" НК РФ.

В соответствии с "пп. 2 п. 2 ст. 303" НК РФ расходами по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, понесенными в налоговом (отчетном) периоде, признаются в том числе суммы, подлежащие уплате в течение налогового (отчетного) периода по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, а также стоимость базисного актива, передаваемого по сделкам, предусматривающим поставку базисного актива.

Также сообщаем, что в случае, если сделка налогоплательщика, предметом которой является поставка ценных бумаг, признается финансовым инструментом срочных сделок, фактическая цена исполнения финансового инструмента срочной сделки, не обращающегося на организованном рынке, признается для целей налогообложения рыночной ценой, если она отличается не более чем на 20 процентов в сторону повышения (понижения) от расчетной стоимости этого финансового инструмента срочных сделок на дату заключения срочной сделки ("п. 2 ст. 305" НК РФ).

"Порядок" определения расчетной стоимости соответствующих видов финансовых инструментов срочных сделок установлен Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-67/пз-н.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

03.05.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).