Письмо Минфина России от 03.05.2012 N 03-03-06/1/222

При создании резерва на оплату отпусков организация должна для целей налога на прибыль отразить в учетной политике принятый способ резервирования, а также определить лимит суммы и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Вопрос: Организация, применяющая общую систему налогообложения, для целей исчисления налога на прибыль приняла решение о создании в целях бухгалтерского и налогового учета резерва на оплату отпусков.

Может ли организация в целях упрощения учета вести бухгалтерский учет резервов на оплату отпусков по правилам НК РФ ("ст. 324.1" НК РФ), прописав данное решение в своей учетной политике?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 мая 2012 г. N 03-03-06/1/222

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о создании резерва на оплату отпусков и сообщает, что "Положением" о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем согласно "ч. 2 ст. 5" Федерального закона "О бухгалтерском учете" принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности устанавливаются положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, обязательными для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации.

Порядок отражения оценочных обязательств в бухгалтерском учете и отчетности организаций установлен "Положением" по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010), утвержденным Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.

В налоговом учете создание резервов на оплату отпусков регулируется "ст. 324.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с "п. 1 ст. 324.1" Кодекса налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний из этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Таким образом, в целях налогового учета для целей исчисления налога на прибыль налогоплательщик имеет право создать резерв на оплату отпусков работников. При решении о создании такого резерва он должен отразить в учетной политике принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

03.05.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).