Письмо Минфина России от 02.05.2012 N 03-03-06/1/214

При формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик вправе использовать применяемый в целях бухгалтерского учета перечень затрат, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Вопрос: Организация является генеральным подрядчиком и одновременно выполняет функции заказчика-застройщика, осуществляя строительство многоквартирных жилых домов. При этом строительство осуществляется за счет двух источников:

- за счет средств участников долевого строительства (дольщиков). Указанные средства в бухгалтерском учете организации отражаются как средства целевого финансирования и учитываются в порядке, предусмотренном "пп. 14 п. 1 ст. 251" НК РФ, в разрезе каждого дольщика на "счете 86" "Целевое финансирование";

- за счет авансовых платежей по предварительным договорам купли-продажи. Эти денежные средства в бухгалтерском учете отражаются по кредиту "счета 76" "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Строительство жилого дома осуществляется в течение нескольких лет.

Так, строительство одного 70-квартирного жилого дома было начато в начале 2007 г. и окончено только в декабре 2009 г. Строительство было начато на средства, полученные от участников долевого строительства, и дом в целом был построен за счет этих средств.

По окончании строительства возник вопрос, связанный с распределением затрат по строительству (сметной стоимости строительства) дома между долевым строительством и строительством по предварительным договорам купли-продажи.

Правомерно ли при таких обстоятельствах в целях исчисления налога на прибыль применять методику распределения затрат, предусмотренную учетной политикой организации, которая заключается в распределении общих затрат на строительство дома между затратами по долевому строительству и затратами по договорам купли-продажи пропорционально денежным средствам, полученным от участников долевого строительства, и денежным средствам, полученным от покупателей квартир?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 мая 2012 г. N 03-03-06/1/214

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета прямых и косвенных расходов для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.

Согласно "п. 1 ст. 318" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с "пп. 1" и "4 п. 1 ст. 254" НК РФ;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со "ст. 265" НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

"Пунктом 2 ст. 318" НК РФ предусмотрено, что прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со "ст. 319" НК РФ.

В соответствии с "п. 1 ст. 319" НК РФ в случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных "НК" РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Однако из норм "ст. ст. 252", "318", "319" НК РФ следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть экономически обоснованным.

В соответствии с "п. 3 ст. 1" Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

Таким образом, по мнению Департамента, при формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), применяемый для целей бухгалтерского учета.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

02.05.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).