Письмо Минфина России от 30.03.2012 N 03-11-06/2/50

Если организация-агент, применяющая УСН, реализует от своего имени туристские путевки, которые принадлежат на основании агентского договора туроператору-принципалу, то она включает в доходы только агентское вознаграждение.

Вопрос: Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Организация приобретает у иностранного партнера по агентскому договору туристский продукт, включающий:

- стоимость проживания туриста;

- трансферы;

- визы;

- экскурсии и прочие услуги по туру.

Организация, выступая агентом по договору, получает агентское вознаграждение в виде суммы разницы между стоимостью турпродукта и понесенными расходами.

Следует ли по графе 4 "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" "Книги учета" доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, отражать всю сумму, полученную от туриста, или необходимо отражать только агентское вознаграждение?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 марта 2012 г. N 03-11-06/2/50

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии со "ст. 346.15" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в составе доходов учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со "ст. 249" Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со "ст. 250" Кодекса. При определении объекта налогообложения в составе доходов не учитываются доходы, указанные в "ст. 251" Кодекса.

Согласно "пп. 9 п. 1 ст. 251" Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии со "ст. 1005" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

При этом согласно "ст. 1006" ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и порядке, установленных в агентском договоре.

"Статьей 1011" ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные "гл. 51" "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям "гл. 52" "Агентирование" ГК РФ или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

Исходя из этого организация-агент, применяющая упрощенную систему налогообложения, в части операций по реализации от своего имени туристских путевок, принадлежащих на основании агентского договора принципалу (туроператору), в составе доходов учитывает агентское вознаграждение.

В связи с этим в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, "форма" и "Порядок" заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н, в части вышеуказанных операций агент должен отражать только агентское вознаграждение по графе 4 "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы".

Одновременно сообщаем, что согласно "Регламенту" Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

30.03.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).