Письмо Минфина России от 29.03.2012 N 03-03-07/1

Если договор РЕПО расторгается досрочно, стороны должны завершить взаиморасчеты в рамках урегулирования взаимных требований в течение 30 календарных дней с даты расторжения договора.

Вопрос: В соответствии с "п. 15 ст. 51.3" Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон) договором РЕПО могут быть предусмотрены основания досрочного исполнения обязательств по второй части договора РЕПО, в том числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной стороной договора РЕПО обязательств перед другой стороной по иным договорам, заключенным между ними, либо неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон договора РЕПО обязательств по договорам, заключенным с иными лицами. Согласно "пп. 2 п. 20 ст. 51.3" Закона генеральным соглашением (единым договором), правилами организатора торговли на рынке ценных бумаг, правилами фондовой биржи, правилами клиринга могут быть предусмотрены основания и порядок прекращения обязательств по одному договору РЕПО, по группе договоров РЕПО и (или) по всем договорам РЕПО, заключенным между сторонами на условиях, указанных таким генеральным соглашением (единым договором) или такими правилами, в том числе по требованию одной из сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении другой стороной обязательств по договору РЕПО.

Обязательно ли для целей налога на прибыль исполнение требований, установленных "ст. 282" НК РФ при досрочном расторжении договора РЕПО, в рамках процедуры урегулирования взаимных требований, предусмотренной договором?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 марта 2012 г. N 03-03-07/1

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций по операциям РЕПО и сообщает следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 282" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам РЕПО Федеральным "законом" от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Указанным "пунктом" установлено, что в случаях, если на дату исполнения второй части РЕПО обязательство по реализации (приобретению) ценных бумаг по второй части РЕПО полностью или частично не исполнено (ненадлежащее исполнение второй части РЕПО), но при этом осуществлена процедура урегулирования взаимных требований в соответствии с требованиями, предусмотренными "п. 6 ст. 282" НК РФ, применяются положения, установленные "п. 6 указанной статьи".

В иных случаях ненадлежащего исполнения второй части РЕПО участники операции РЕПО признают реализацию (приобретение) ценных бумаг, которые не переданы по второй части РЕПО, с учетом положений, установленных "ст. 280" НК РФ, в порядке, предусмотренном "п. 1 ст. 282" НК РФ.

Учитывая изложенное, в случае расторжения договора РЕПО до момента наступления срока исполнения второй части РЕПО налогоплательщик признает реализацию (приобретение) ценных бумаг, которые не переданы по второй части РЕПО, с учетом положений, установленных "ст. 280" НК РФ. При этом в случае исполнения установленной в договоре РЕПО процедуры урегулирования взаимных требований, отвечающей требованиям "абз. 4 п. 6 ст. 282" НК РФ, налоговая база по операции РЕПО определяется в порядке, предусмотренном "п. 6 ст. 282" НК РФ.

"Абзацем 4 п. 6 ст. 282" НК РФ предусмотрено, что процедура урегулирования взаимных требований при ненадлежащем исполнении второй части РЕПО должна предусматривать обязанность сторон завершить взаиморасчеты по договору РЕПО в течение 30 календарных дней с даты исполнения второй части РЕПО.

При этом, как следует из "п. 6 ст. 282" НК РФ, при осуществлении процедуры урегулирования взаимных требований налогоплательщик признает исполнение второй части РЕПО.

В связи с этим при досрочном расторжении договора РЕПО в рамках процедуры урегулирования взаимных требований, предусмотренной договором, стороны должны завершить взаиморасчеты по договору РЕПО в течение 30 календарных дней с даты расторжения договора РЕПО.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

29.03.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).