Письмо Минфина России от 29.03.2012 N 03-03-06/1/169

Если потоки денежных средств по кредитным договорам зависят от базового актива ФИСС, используемого для снижения риска неблагоприятного изменения обязательств, то до 1 января 2010 г. при наличии расчета, предусмотренного ст. 326 НК РФ, такая операция могла признаваться хеджированием.

Вопрос: В рамках осуществления своей текущей (операционной) деятельности ОАО привлекает заемные денежные средства от различных зарубежных банков в долларах США. Процентная ставка за пользование указанными заемными средствами рассчитывается исходя из ставки LIBOR, устанавливаемой на 1, 3 и 6 месяцев, плюс маржа (далее - USD LIBOR).

Поскольку существует сильная корреляция между ставками USD LIBOR на 1, 3 и 6 месяцев (то есть при увеличении/уменьшении ставки USD LIBOR, устанавливаемой на 1 месяц, соответственно, увеличиваются/уменьшаются ставки USD LIBOR, устанавливаемые на 3 и 6 месяцев), ОАО было принято решение о хеджировании риска изменения процентной ставки по уже заключенным кредитным договорам, а также по кредитным договорам, которые планировались к заключению, путем подписания своп-контракта с "плавающей" процентной составляющей, привязанной к ставке USD LIBOR, устанавливаемой на 1 месяц (далее - 1m LIBOR).

В результате ОАО заключило с иностранным контрагентом соглашение о свопе процентных ставок сроком на 5 лет (дата заключения соглашения приходится на период до 01.07.2009). В соответствии с условиями соглашения ОАО должно уплачивать иностранному контрагенту сумму, рассчитанную исходя из объема хеджирования, с применением фиксированного размера процентной ставки, а иностранный контрагент должен уплачивать ОАО сумму, рассчитанную исходя из объема хеджирования, с применением ставки 1m LIBOR, которая пересматривается каждый месяц в связи с изменениями ставки LIBOR. Таким образом, получаемые ОАО суммы, рассчитанные исходя из ставки 1m LIBOR, компенсируют "плавающую" составляющую процентных ставок по кредитам, процентные выплаты по которым привязаны к ставке USD LIBOR.

Уплачиваемый ОАО фиксированный процентный расход фиксирует процентные расходы ОАО, что устраняет риск подверженности изменению процентной ставки и, как следствие, увеличения процентных расходов в будущем при росте ставки USD LIBOR, а также фиксирует их на уровне, который ниже текущего (по состоянию на дату заключения сделки), что устраняет риск недополучения прибыли. Иными словами, в результате заключения указанного соглашения уменьшаются неблагоприятные последствия, возникающие вследствие повышения ставки USD LIBOR (которое прогнозировалось в периоде заключения соглашения), на основании которой ОАО обязано выплачивать проценты по соответствующим кредитным договорам.

В соответствии с требованиями "ст. ст. 301" и "326" НК РФ (в редакции, действовавшей до 31.12.2009) ОАО был составлен расчет на дату заключения сделки своп, подтверждающий, что заключение своп-контракта приводит к снижению размера возможных убытков, связанных с потенциальным неблагоприятным изменением процентных ставок по кредитам, а также к снижению потоков денежных средств по уплате процентов по кредитным договорам. Согласно расчету объектом хеджирования являются потоки процентных расходов (платежей), возникающие (уплачиваемые) в связи с кредитами.

На основании "п. 5 ст. 301" НК РФ (в редакции, действовавшей до 31.12.2009), предусматривающего, что объектами хеджирования признаются обязательства, а также потоки денежных средств, связанные с обязательствами или с ожидаемыми сделками, ОАО полагает, что оно вправе в целях налога на прибыль (при наличии всех необходимых расчетов и документов, составленных в соответствии с требованиями "ст. 326" НК РФ (в редакции, действовавшей до 31.12.2009)) квалифицировать соглашение в качестве ФИСС, заключенного в целях хеджирования возможных убытков, связанных с повышением процентной ставки (USD LIBOR) по кредитным договорам, действовавшим по состоянию на дату составления расчета (потоки денежных средств, связанных с действующими обязательствами ОАО), а также по кредитным договорам, планируемым к заключению (денежные потоки, связанные с ожидаемыми сделками ОАО).

По мнению ОАО, составленный им расчет в целях подтверждения того, что заключение соглашения приводит к снижению размера возможных убытков, связанных с повышением процентной ставки по действующим на дату составления расчета и планируемым к заключению кредитным договорам, не подлежит последующей корректировке, однако требует составления аналитических таблиц на дату окончания соответствующего отчетного (налогового) периода, подтверждающих, что объем хеджирования не превышает объема непогашенной задолженности, привлеченной по ставке USD LIBOR на соответствующую дату.

Правомерна ли позиция ОАО?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 марта 2012 г. N 03-03-06/1/169

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций при совершении операций с производными финансовыми инструментами в целях хеджирования и сообщает следующее.

В соответствии с "п. 2 ст. 13" Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенных до 1 июля 2009 г., дата завершения которых наступает с 1 января 2010 г., применяются положения "гл. 25" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в том числе в части переоценки, действовавшие в 2009 г. Убытки по таким сделкам признаются после завершения сделки с 1 января 2010 г. в порядке, установленном "НК" РФ (в редакции указанного Федерального закона).

В соответствии с "п. 5 ст. 301" НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г., для целей налогообложения прибыли под операциями хеджирования понимаются операции с финансовыми инструментами срочных сделок, совершаемые в целях компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования. При этом объектами хеджирования признаются активы и (или) обязательства, а также потоки денежных средств, связанные с указанными активами и (или) обязательствами или с ожидаемыми сделками.

Для подтверждения обоснованности отнесения операций с финансовыми инструментами срочных сделок к операциям хеджирования налогоплательщик представляет расчет, подтверждающий, что совершение данных операций приводит к снижению размера возможных убытков (недополучения прибыли) по сделкам с объектом хеджирования.

В соответствии со "ст. 326" НК РФ налогоплательщик выделяет для отдельного налогового учета операции с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенных с целью компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя базового актива (объекта хеджирования).

Расчет составляется налогоплательщиком по каждой операции хеджирования отдельно и должен содержать следующие данные:

описание операции хеджирования, включающее наименование объекта хеджирования, типы страхуемых рисков (ценовой, валютный, кредитный, процентный и тому подобные риски), планируемые действия относительно объекта хеджирования (покупка, продажа, иные действия), финансовые инструменты срочных сделок, которые планируется использовать, условия исполнения сделки;

дату начала операции хеджирования, дату ее окончания и (или) ее продолжительность, промежуточные условия расчета;

объем, дату и цену сделки (сделок) с объектом хеджирования;

объем, дату и цену сделки (сделок) с финансовыми инструментами срочных сделок;

информацию о расходах по осуществлению данной операции.

Аналитический учет ведется раздельно по сделкам, совершаемым с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, и по сделкам с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, а также по сделкам, заключенным с целью хеджирования.

Учитывая изложенное, в соответствии с "п. 5 ст. 301" НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.) в качестве объекта хеджирования в целях налогообложения прибыли организаций могли выступать потоки денежных средств по кредитным договорам (в том числе планируемым к заключению).

При этом, если потоки денежных средств (объект хеджирования) существенным образом зависят от базового актива финансового инструмента срочных сделок, используемого для снижения риска неблагоприятного изменения обязательств, связанных с объектом хеджирования, операция с таким финансовым инструментом срочных сделок могла быть квалифицирована в качестве операции хеджирования при условии составления расчета, предусмотренного "ст. 326" НК РФ.

Обязанность составлять уточненный расчет по операции хеджирования на конец отчетного (налогового) периода "гл. 25" НК РФ не предусмотрена.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

29.03.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).