Письмо Минфина России от 27.03.2012 N 03-11-11/103

При применении УСН затраты на приобретение основного средства включаются в расходы с момента ввода данного имущества в эксплуатацию. В течение налогового периода указанные расходы учитываются равными долями.

Вопрос: ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", продает помещение, которое использовалось в целях предпринимательской деятельности. Цена сделки - 500 000 руб. Расходы по его приобретению - 450 000 руб. Помещение приобретено с отделкой в черновом варианте. Расходы на ремонт составили 350 000 руб. Помещение находилось в собственности ИП более трех лет. Как будут учитываться расходы на приобретение и ремонт помещения для целей исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в момент его реализации?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 марта 2012 г. N 03-11-11/103

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает, что согласно "Положению" о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и "Регламенту" Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства. При этом в соответствии с "Положением" и "Регламентом", если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно следует отметить, что в соответствии с "пп. 1 п. 1 ст. 346.16" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы могут уменьшать полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом "п. п. 3" и "4 данной статьи" Кодекса).

Расходы на приобретение основного средства в период применения упрощенной системы налогообложения признаются с момента ввода в эксплуатацию этого основного средства на основании "п. 3 ст. 346.16" Кодекса. В течение налогового периода указанные расходы признаются за отчетные периоды равными долями согласно "абз. 8 п. 3 ст. 346.16" Кодекса.

Согласно "ст. 346.15" Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со "ст. 249" Кодекса.

"Пунктом 1 ст. 249" Кодекса к доходам от реализации отнесена выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Как установлено "п. 3 ст. 38" Кодекса, товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

При этом "ст. 346.16" Кодекса не предусмотрена возможность учета расходов на приобретение основного средства для целей исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в момент его реализации.

Также обращаем внимание, что в соответствии с "абз. 14 п. 3 ст. 346.16" Кодекса при реализации (передаче) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств до истечения 3 лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление) в составе расходов в соответствии с "гл. 26.2" Кодекса (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления)) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление) до даты реализации (передачи) с учетом положений "гл. 25" Кодекса и, соответственно, уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Что касается расходов на ремонт объекта основных средств, то такие расходы могут учитываться при определении налоговой базы на основании "пп. 3 п. 1 ст. 346.16" Кодекса при условии, что такие расходы были произведены после регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, право собственности на указанный объект основных средств зарегистрировано в установленном порядке, указанный объект используется индивидуальным предпринимателем для осуществления предпринимательской деятельности.

Расходы на ремонт для целей исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются расходами в общем порядке, предусмотренном "п. 2 ст. 346.17" Кодекса, то есть после их фактической оплаты, поэтому уменьшить налоговую базу на сумму таких расходов можно в том периоде, в котором налогоплательщик полностью рассчитался с поставщиком материалов, подрядчиком ремонтных работ, исполнителем определенной услуги, связанной с ремонтом.

При этом обязательным условием для включения расходов на ремонт основных средств в налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения является наличие документов об оплате ремонтных работ и акта сдачи-приемки выполненных работ.

При проведении ремонта собственными силами обязательно наличие документов об оплате использованных материалов. Только в этом случае данные расходы могут быть признаны документально подтвержденными ("п. 2 ст. 346.16", "п. 1 ст. 252" Кодекса).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

27.03.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).