Письмо Минфина России от 23.03.2012 N 03-03-06/2/29

Если при расчете базы за прошлые налоговые (отчетные) периоды банк не отразил (отразил не полностью) отчисления в резервы на возможные потери по ссудам, то он включает данные суммы в состав внереализационных расходов за указанные периоды.

Вопрос: В 2009 г. банк при выдаче кредитов формировал резервы на возможные потери по ссудам в соответствии с "Положением" Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П).

По результатам обязательной аудиторской проверки за 2009 г. аудиторской организацией было указано на неадекватную оценку кредитного риска по ряду заемщиков в связи с существенным снижением этими заемщиками оборотов в III - IV кварталах 2009 г., что в соответствии с "п. 3.9" Положения N 254-П можно рассматривать как иной существенный фактор, принимаемый во внимание при классификации ссуд. По этим заемщикам аудиторская организация предложила доначислить резервы без отнесения ссуд в другую категорию качества. Банк отразил сумму доначисленных резервов в бухгалтерском учете 10 июня 2010 г. в качестве события после отчетной даты (далее - СПОД) за 2009 г.

В каком налоговом периоде банку необходимо было учесть сумму доначисленных резервов в соответствии с аудиторским заключением для целей исчисления налога на прибыль: в 2009 г., так как доначисление резервов являлось устранением ошибок, допущенных при формировании резервов в 2009 г., или же в 2010 г., так как проводки СПОД были сделаны 10 июня 2010 г.?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 марта 2012 г. N 03-03-06/2/29

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке отражения доначисленных сумм резерва на возможные потери по ссудам для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.

"Пунктом 1 ст. 292" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что в целях гл. 25 НК РФ банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных "ст. 266" НК РФ, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам (далее - резервы на возможные потери по ссудам)) в порядке, предусмотренном указанной статьей.

Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным "законом" от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных вышеуказанной статьей.

В соответствии с "пп. 2 п. 7 ст. 272" НК РФ датой признания расходов в виде сумм отчислений в резервы, формируемые в соответствии с НК РФ, признается дата начисления резерва в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ.

В соответствии с "п. 2 ст. 292" НК РФ суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные с учетом положений "п. 1 ст. 292" НК РФ, включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.

На основании "п. 1 ст. 54" НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Учитывая изложенное, налогоплательщик, обнаруживший факты неотражения (неполного отражения) при исчислении налоговой базы за прошлые налоговые (отчетные) периоды сумм отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные с учетом положений "п. 1 ст. 292" НК РФ, признаваемых расходом в соответствии с "пп. 2 п. 7 ст. 272" НК РФ, суммы таких отчислений включает в состав внереализационных расходов указанных налоговых (отчетных) периодов.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

23.03.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).