Письмо Минфина России от 22.03.2012 N 03-03-06/2/28

При реализации инвестиционных паев, не обращающихся на ОРЦБ, датой признания доходов и расходов является дата перехода права собственности на ценные бумаги.

Вопрос: Организация реализует паи закрытого паевого инвестиционного фонда (далее - ЗПИФ) по договору на реализацию от 30.12.2011, ранее приобретенные у управляющей компании путем передачи недвижимого имущества, по внебиржевой сделке. Паи ограничены в обороте, т.е. предназначены для квалифицированного инвестора, и выдаются не по расчетной стоимости.

Для целей налогообложения цену реализации указанных паев необходимо сопоставлять с суммой денежных средств, на которую выдается пай в соответствии с "абз. 7 п. 6 ст. 280" НК РФ.

Расходы при реализации инвестиционных паев ЗПИФ определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев.

Какую цену реализации в целях налога на прибыль следует применять организации, если фактическая цена сделки выше цены реализации паев, определенной в соответствии с "абз. 7 п. 6 ст. 280" НК РФ?

Считается ли дата 30.12.2011 датой реализации паев ЗПИФ в целях налога на прибыль на основании "п. 5 ст. 280" НК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 марта 2012 г. N 03-03-06/2/28

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу отражения в налоговой базе по налогу на прибыль организаций расходов и доходов при выбытии паев закрытого паевого инвестиционного фонда и сообщает следующее.

Особенности определения налоговой базы по операциям с инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, установлены "п. 6 ст. 280" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно "абз. 6 п. 6 ст. 280" НК РФ по операциям с инвестиционными паями закрытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в случае их приобретения у управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим соответствующий паевой инвестиционный фонд, для целей налогообложения прибыли организаций принимается фактическая цена сделки, если она соответствует расчетной стоимости инвестиционного пая, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах выдача инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, ограниченных в обороте, осуществляется не по расчетной стоимости инвестиционного пая, для целей налогообложения принимается фактическая цена сделки, если она соответствует сумме денежных средств, на которую выдается один инвестиционный пай и которая определена в соответствии с правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом без учета предельной границы колебаний ("абз. 7 п. 6 ст. 280" НК РФ).

В соответствии с "п. 3 ст. 26" Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Федеральный закон) сумма денежных средств (стоимость имущества), на которую выдается инвестиционный пай после завершения (окончания) формирования закрытого паевого инвестиционного фонда, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, а также сумма денежных средств (стоимость имущества), на которую выдается инвестиционный пай до полной оплаты всех инвестиционных паев, определяются в соответствии с правилами доверительного управления таким фондом.

Согласно "пп. 16 п. 1 ст. 17" Федерального закона правила доверительного управления должны содержать порядок определения расчетной стоимости инвестиционного пая, суммы, на которую выдается инвестиционный пай, а также суммы денежной компенсации, подлежащей выплате в связи с погашением инвестиционного пая.

В соответствии с "пп. 2 п. 1 ст. 277" НК РФ стоимость приобретаемых акций (долей, паев) признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что если стоимость имущества, внесенного при формировании закрытого паевого инвестиционного фонда, определенная по данным налогового учета, выше, чем стоимость ограниченного в обороте инвестиционного пая, определенная в соответствии с "абз. 7 п. 6 ст. 280" НК РФ, то для целей налогообложения в составе расходов следует принять указанную стоимость, определенную как сумма денежных средств, на которую выдается один инвестиционный пай.

По вопросу определения даты реализации инвестиционных паев сообщаем следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 272" НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

В соответствии с "пп. 7 п. 7 ст. 272" НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата реализации или иного выбытия ценных бумаг, в том числе дата прекращения обязательств по передаче ценных бумаг зачетом встречных однородных требований - по расходам, связанным с приобретением ценных бумаг, включая их стоимость.

Таким образом, при реализации инвестиционных паев, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, датой признания доходов и расходов признается дата реализации ценных бумаг, определяемая в соответствии со "ст. 39" НК РФ как дата перехода права собственности на ценные бумаги.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

22.03.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).