Письмо Минфина России от 20.03.2012 N 03-03-06/1/137

Если оценка сырья и материалов производится исходя из средней стоимости, то при изменении (пересчете) их цены налогоплательщик должен скорректировать среднюю стоимость соответствующих материальных ценностей в налоговом учете начиная с периода оприходования до момента списания.

Вопрос: В соответствии с принятой учетной политикой при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), организация применяет метод оценки по средней стоимости.

В соответствии с условиями договора поставки поставщик выставляет корректировочные счета-фактуры в случае изменения цены поставляемой продукции за предшествующие отчетные периоды.

Обязана ли организация, использующая метод оценки сырья и материалов по средней стоимости, в случае изменения (пересчета) их цены пересчитать (скорректировать) среднюю стоимость соответствующих материальных ценностей для целей налога на прибыль?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 марта 2012 г. N 03-03-06/1/137

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета материальных расходов в случае изменения (пересчета) цены ранее учтенных материальных ценностей для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.

"Пунктом 2 ст. 424" Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В частности, договор может предусматривать изменение цены единицы товара при возникновении обстоятельств, с которыми условия заключения договора связывают возникновение скидок.

В случае изменения цены единицы товара организация-продавец и организация-покупатель на основании соответствующих изменений данных первичных документов по передаче товара вносят корректировки в данные налогового учета о стоимости проданных (приобретенных) ценностей.

При этом к скидкам, предоставленным покупателю путем указания в договоре купли-продажи пониженной цены товара (материала), "пп. 19.1 п. 1 ст. 265" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не применяется.

При отражении в налоговой базе по налогу на прибыль организаций покупателя скидки, предоставленной ему путем пересмотра цены товара, у данного налогоплательщика налогооблагаемого дохода не возникает.

Следовательно, приобретенный товар (материал) учитывается покупателем в налоговом учете по цене с учетом предоставленной скидки.

Согласно "п. 8 ст. 254" НК РФ при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

- метод оценки по стоимости единицы запасов;

- метод оценки по средней стоимости;

- метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

- метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Таким образом, налогоплательщик, использующий метод оценки сырья и материалов по средней стоимости, в случае изменения (пересчета) их цены должен пересчитать (скорректировать) среднюю стоимость соответствующих материальных ценностей в налоговом учете начиная с периода их оприходования до момента списания.

Одновременно сообщаем, что согласно "п. 1 ст. 54" НК РФ с 1 января 2010 г. налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

20.03.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).