Письмо ФНС России от 20.03.2012 N ЕД-4-3/4588@

Оказываемые российской компанией услуги, которые не относятся к транспортно-экспедиционным при организации международной перевозки, облагаются НДС по ставке 18 процентов.

Вопрос: ОАО в рамках заключенного договора оказания услуг оказывает заказчику следующие услуги (на наливных пунктах, принадлежащих ОАО):

- осмотр вагонов-цистерн заказчика для подтверждения их пригодности под налив конкретного вида нефтепродуктов;

- проведение коммерческих замеров нефтепродуктов в вагонах-цистернах непосредственно перед их пломбированием и предоставление заказчику данных о количестве нефтепродуктов в каждом вагоне-цистерне в целях использования данной информации при оформлении перевозочных документов;

- нанесение знаков опасности и номеров ООН на вагоны-цистерны заказчика в соответствии с международными требованиями;

- пломбирование вагонов-цистерн заказчика запорно-пломбирующими устройствами.

Каких-либо иных услуг заказчику ОАО не оказывает.

В соответствии с "пп. 2.1 п. 1 ст. 164" НК РФ налогообложение по ставке 0% производится при реализации услуг по международной перевозке товаров. Положения этого "подпункта" НК РФ распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (к транспортно-экспедиционным услугам отнесено участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора).

Такие услуги ОАО, как предоставление заказчику данных о количестве нефтепродуктов в каждом вагоне-цистерне могут быть отнесены к информационным услугам, а осмотр вагонов, пломбирование, нанесение знаков - к подготовке транспортных средств.

Однако, по мнению ОАО, указанные услуги не могут быть отнесены к транспортно-экспедиционным услугам при организации международной перевозки в силу следующего:

- отдельные услуги, оказываемые ОАО (по подготовке вагонов и предоставлению информации) в рамках договора оказания услуг с заказчиком, не могут быть признаны экспедиторскими в силу Федерального "закона" от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", поскольку ОАО не организует перевозочный процесс, не принимает груз для перевозки, не несет за него ответственность. Отдельные услуги ОАО направлены на обеспечение возможности перевозки груза, но не на организацию такой перевозки. В противном случае любые услуги, связанные с транспортировкой, можно было бы отнести к транспортно-экспедиционным;

- ОАО не оказывает услуги по организации международной перевозки, то есть не организует перевозку из одного пункта в другой, в том числе из пункта, находящегося в РФ, в пункт, находящийся за пределами РФ, а выполняет локальные мероприятия в отношении вагонов заказчика на наливном пункте.

Также необходимо отметить, что для ОАО не имеет значения, используются подготовленные им вагоны заказчика для транспортировки грузов на экспорт или на внутренний рынок РФ. ОАО располагает лишь справочной информацией о предполагаемом месте доставки груза. При этом конечный пункт может быть изменен заказчиком (по согласованию с владельцем груза) без уведомления ОАО.

Относятся ли для целей НДС услуги ОАО (по осмотру вагонов-цистерн, проведению коммерческих замеров, предоставлению заказчику данных о количестве нефтепродуктов в каждом вагоне-цистерне, нанесению знаков опасности и номеров ООН, пломбированию вагонов-цистерн) к транспортно-экспедиционным услугам при организации международной перевозки, указанным в "пп. 2.1 п. 1 ст. 164" НК РФ, в случае, если заказчик использует вагоны-цистерны для транспортировки грузов на экспорт?

Какую ставку НДС (0% или 18%) следует применять при оказании этих услуг?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 20 марта 2012 г. N ЕД-4-3/4588@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг, оказываемых ОАО, и сообщает следующее.

"Подпунктом 2.1 п. 1 ст. 164" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) предусмотрено налогообложение по ставке 0 процентов в том числе транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

Под международными перевозками товаров в целях применения норм "ст. 164" Налогового кодекса (на основании "пп. 2.1 п. 1 данной статьи" Налогового кодекса) понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

В целях указанного "подпункта" к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

Таким образом, указанные услуги будут облагаться по ставке 0 процентов при одновременном выполнении следующих условий:

договор должен соответствовать требованиям Гражданского "кодекса" Российской Федерации и Федерального "закона" от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Федеральный закон N 87) к договору транспортной экспедиции;

услуги должны оказываться именно при организации международной перевозки.

Понятие видов услуг, относящихся к вышеуказанным транспортно-экспедиционным услугам, данной "нормой" Налогового кодекса не определено.

В связи с этим с учетом положений "ст. 11" Налогового кодекса следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленной Национальным стандартом Российской Федерации "ГОСТ Р 52298-2004" "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденным "Приказом" Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.

Как следует из вышеуказанного обращения и приложенного к нему договора на оказание услуг (далее - договор), ОАО (далее - налогоплательщик) оказывает российской организации (заказчику) на наливных пунктах налогоплательщика следующие услуги:

осмотр вагонов-цистерн заказчика для подтверждения их пригодности под налив конкретного вида нефтепродуктов;

проведение коммерческих замеров нефтепродуктов в вагонах-цистернах непосредственно перед их пломбированием и предоставление заказчику данных о количестве нефтепродуктов в каждом вагоне-цистерне в целях использования данной информации при оформлении перевозочных документов;

нанесение знаков опасности и номеров ООН на вагоны-цистерны заказчика в соответствии с международными требованиями;

пломбирование вагонов-цистерн заказчика запорно-пломбирующими устройствами.

Следует отметить, что отдельные из вышеперечисленных услуг, оказываемые налогоплательщиком, и это указано в обращении, могут быть отнесены к услугам, поименованным в "абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164" Налогового кодекса, в частности, к услугам по подготовке и дополнительному оборудованию транспортных средств (нанесение знаков, пломбирование вагонов-цистерн).

Вместе с тем услуги, оказываемые налогоплательщиком, как указано в обращении, а также следует из договора, направлены только на обеспечение возможности перевозки товаров, а не на организацию международной перевозки. Предметом договора является оказание вышеперечисленных услуг, а не организация перевозки товаров. Налогоплательщик не принимает товар для перевозки, не несет за него ответственность, не организует перевозку товаров от пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до пункта назначения, расположенного за пределами территории Российской Федерации.

Применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг (в частности, услуг по подготовке и дополнительному оборудованию транспортных средств), оказываемых на основании договора на возмездное оказание услуг, не предусматривающего организацию международной перевозки, "пп. 2.1 п. 1 ст. 164" Налогового кодекса не предусмотрено.

Что касается иных (вышеперечисленных) услуг, оказываемых налогоплательщиком, не предусмотренных "абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164" Налогового кодекса, то налогообложение таких услуг по ставке 0 процентов нормами "п. 1 ст. 164" Налогового кодекса также не предусмотрено.

С учетом изложенного вышеперечисленные услуги, оказываемые налогоплательщиком не при организации международной перевозки товаров в рамках договора на возмездное оказание услуг, подлежат налогообложению по ставке 18 процентов на основании "п. 3 ст. 164" Налогового кодекса.

Советник государственный

гражданской службы

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ

20.03.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).